logo
panoraama 1 x 72

title left musik

 

 

 

 

Автор:

Надежда Иванова

Опубликовано:

23 ноября 2024 года

Владимир Санников. Гармонист-самородок

 

 

san 24

В самый канун Нового года, любимого всеми праздника, вечернюю мглу города рвал в клочья треск мотоцикла. Удивлённые горожане оборачивались в сторону нежданного нарушителя вечернего покоя. И да! Это был именно мотоцикл, транспорт совершенно летний, но нёсся он по зимнему гололёду довольно споро, вызывая уже не испуг, а восхищение у праздной публики. И ещё бы не восхищаться – вместо пьяных хулиганов, что ожидаемо, в мотоциклетной коляске восседал, что неожиданно, полноценный Дед Мороз с подарочным мешком и баяном на коленях. Борода Деда, сбитая ветром чуть вбок, норовила вообще съехать с лица, а рука в огромной красной рукавице солидно приветствовала невольную публику.

Руль мотоцикла крепко сжимали сильные руки самого что ни на есть народного баяниста всего Северного Приладожья – Владимира Петровича Санникова. Дедом же был «вечный Дед Мороз города Сортавала» Иван Тарасович Кравец. И ехали они на очередное мероприятие по случаю Нового года. А таких мероприятий в последнюю неделю уходящего года бывало до десятка в день. Ну, никак без мотоцикла.

* * *

Чтобы написать о человеке, которого с нами уже нет, нужны не только документы, но и воспоминания людей, знавших его. Документы и фотографии – это здорово. Но, увы, они не несут души. Они вообще, как бы существуют сами по себе, безотносительно человека. И тогда сам человек, его характер почти теряются. Результат – канцелярская справка.

И как хорошо, если находятся люди, готовые рассказать, поделиться своими воспоминаниями. Ирина Миронова, дочь баяниста Владимира Петровича Санникова, откликнулась на нашу просьбу о встрече, более того – приехала из Петербурга, привезла фотографии и документы. Вот что она рассказала.

 

Владимир Петрович родился 12 июня 1931 года в селе Икей Тулунского района Иркутской области. А на гармони играть его учил односельчанин, простой деревенский гармонист. Уже с двенадцати лет Володя с гармошкой не расставался, играл на всех праздниках, значимых застольях. И приносил в семью деньги, пусть и небольшие. В те времена деревни жили бедно, и любая копейка была для хозяйки в радость.

«А гармонь? – спросите вы, – Откуда?» Честно скажу: не знаю. Но мне кажется, что она досталась юному музыканту в наследство от своего учителя. Тот уже был человеком пожилым, сил для веселья и на игру не хватало. Но не лишать же земляков музыки!

А вот и первая официальная работа. Как следует из справки: «Санников В.П. действительно работал в Икейском детском доме с апреля 1948 года по февраль 1951 года в должности музыкального руководителя и уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии». Подчеркну – в апреле 1948 года Санникову было всего шестнадцать. И если до твоих 16-ти роль судьбы исполняли родители, то с этого времени жизнью будущего музыканта начинает управлять судьба, которую часто называют случаем.

egor 001 minВиктор Васильевич Егоров, создатель и руководитель хора «Русская песня», как-то рассказал, что в то время в Сортавальском погранотряде служил замечательный гармонист Глазырин Василий Георгиевич. И именно Глазырину выпал билет стать рукой судьбы: в 1951 году его направили отбирать призывников для погранотряда. А он сразу обратил внимание на Санникова: молодой паренек поражал своей музыкальностью.

В те уже далёкие времена служба солдата длилась три года. Для Владимира Петровича – 1951 по 1953 год. В Сортавальский пограничный отряд он приехал всё с той же трёхрядкой. Служил, играл.

 

san 07

Понятно, что рядоой с гармошкой это Владимир Санников.

 

Пожалуй, что военная жизнь была как у всех. Но судьба не дремала, она передала эстафетную палочку в руки Галины Михайловны, красавицы, работавшей тогда в Кааламском детском доме после окончания Петрозаводского педучилища. И – ура! Санников остаётся в Сортавала, женится, и с 1 декабря 1954 года зачисляется в гарнизонный Дом Офицеров в качестве баяниста.

san 10

Рядовые Александр Мельников (вокал) и Владимир Санников (гармонь)
исполняют песню «У плетня». 5 апреля 1954 г.

san 12

Отметим, Владимир Петрович, что в юности, что на излёте своей красивой жизни был человеком увлекающимся. Порою – до некоторого безрассудства. За работой, которую он любил ещё с иркутских времён, часто забывал пообедать, поужинать. Во всех подобных случаях Галина Михайловна стояла на страже здорового быта. Впрочем, об этом можно не рассказывать: все мы когда-то влюблялись, женились и притирались к механизму семьи. Другое дело, что не у всех это выходило. А у Санниковых получилось. А ещё их связывала музыка. И это, наверное, главное: Галина Михайловна всю жизнь пела – Финский хор, Академический хор, ансамбль «Русская песня». Так и шли они по жизни всегда рядом, и в будни, и в праздники, целых 53 года…

 Но давайте вернёмся к Дому офицеров. Заметим, что музыкальной грамоты Владимир Петрович не знал. Он был «слухач»: например, запевал популярную мелодию кто-то –  и Санников, обладавший абсолютным слухом, тут же эту мелодию подхватывал. Мог играть фрагменты серьезных произведений классической музыки, и достаточно точно. ermol minОдаренного аккомпаниатора заметила Элина Матвеевна Ермолаева. Это с ее подачи он получил работу в Доме офицеров, она же и заставила Владимира Петровича выучить нотную грамоту. В Доме Офицеров в те годы были оркестры, несколько хоровых коллективов, был тут и театр (на фото 1960 года Санников аккомпанирует спектаклю). Владимир Петрович активно участвовал в проведении мероприятий: торжественные концерты, праздники, ёлки… И каждое лето работал в детских пионерских лагерях.

san 01Женский академический хор Дома офицеров. Руководитель А. Турновский. Аккомпаниатор В. Санников

san 08Первомайская демонстрация. Впереди колонны Дома офицеров - Владимир Санников.

san 15Спектакль художественной самодеятельности городского Дома офицеров "Барабанщица".
1 ряд слева - Виктор Печурин (режиссер), второй ряд, второй справа - Владимир Санников. 1960 год.

В 1960 году Дом офицеров реорганизовали, многих работников «сократили», в том числе и В.П. Санникова. Он тогда ушёл работать на должность музыкального руководителя в детский сад №1 на улице Ленина. Удивительно, но и тут он оказался на своём месте. Впрочем, ничего удивительного, наверное, сказался весёлый оптимистичный характер. С детьми ладил с первой встречи, они его любили и висели на нем «как груши», рассказывают очевидцы.

san 14

Детский сад №1 встречает Новый год. Владимир Петрович на крыльце, с гармонью.
Интересно ещё и то, что на снимке присутствует дочка В. Санникова - Ирина,
которая рассказала автору о жизни отца и привезла эти старые фото. 1962 г.

Дети – это хорошо и весело. Но по плечу было бóльшее. И вот в 1962 году Владимир Петрович переходит работать в Сортавальский сельхозтехникум. Запись в трудовой книжке: «Принят на работу в качестве руководителя факультета общественных профессий». Здесь можно было развернуться. И он развернулся: аккомпанировал хорам (их было несколько), вокальным группам, солистам, танцевальному ансамблю, играл с вокально-инструментальным ансамблем.

 

 

 

san 03Занятие со студенческой вокальной группой.

san 27Выступление солистки.

san 05Хор техникума на конкурсе во Всеволжске. 1972 г.

По воспоминаниям Людмилы Николаевны Афанасьевой (с 1970 года по 1979 год она работала преподавателем в совхозе-техникуме и была руководителем танцевального ансамбля), в начале 70-х годов танцевальный коллектив техникума, которому аккомпанировал Владимир Петрович, выступал на смотре в Ленинграде и завоевал 1 место. Награда – автобус.

* * *

Не поверили? Тогда чуть подробнее.

Звонит Людмила Николаевна в Сортавала в техникум и сообщает, что, мол, заняли на конкурсе первое место, командируйте к нам водителя. «Какого водителя, зачем?» – Спрашивают с другого конца провода. «Водителя автобуса, – отвечает Афанасьева. – Нас за первое место наградили автобусом…»

В той же поездке произошёл ещё один случай знаменательный: танцевальный коллектив вместе с руководителем и аккомпаниатором зашли в ресторан гостиницы пообедать, а там в это время была группа вьетнамцев. Завязался диалог, вьетнамские гости попросили исполнить что-либо для них, и, в результате, Владимир Петрович принес из номера баян, столы были отодвинуты, и сортавальские девчонки исполнили «Танец вьетнамских девушек». Успех был оглушительный, это понятно. Но откуда в репертуаре Вьетнам? Давайте вспомним историю: в то время народ Вьетнама вёл национально-освободительную войну против оккупационных войск США. А наша страна – СССР – оказывала народной армии Вьетнама помощь.

* * *

Человек (настоящий) остаётся человеком всегда. Он работает, рисует, поёт, музицирует, общается и спорит. Ему, человеку, всегда свойственна необходимость искать и находить ответы на свои вопросы. Но, мне кажется, главным для человека всегда было желание приносить радость другим людям. Во всяком случае, именно таким был Владимир Санников – он умел дарить людям радость. И дарил её.

…Дочь Владимира Петровича вспоминает, что в начале 70-х годов большой популярностью пользовалась песня «Огромное небо» (стихи Роберта Рождественского, музыка Оскара Фельцмана). Но ни слов песни, ни нот у сортавальцев не было. Как и не было желания ждать того, когда же песня появится в печати. Владимиру Петровичу, обладавшему прекрасным музыкальным слухом и удивительной памятью, достаточно было одного прослушивания песни, чтобы затем воспроизвести ее на баяне. Поэтому вокальная группа техникума разучила эту песню вскоре после ее появления, и потом с большим успехом исполняла на концертах.

А в 1978 году судьба круто повернулась. Наш герой ушёл работать в Госбанк инкассатором, так как нужно было помогать дочери с обучением в Ленинграде. Тогда высшее образование было бесплатным. Но студенты ещё и едят. А за еду, как, впрочем, и за одежду, за проезд и жильё надо платить… Работал инкассатором, но с музыкой расстаться не мог. В те годы на каждом городском предприятии были коллективы художественной самодеятельности, и ежегодно проводились городские, республиканские фестивали-смотры этого самого самодеятельного искусства. А к фестивалю нужно было подготовить программу (это требовал горком партии). Поэтому ежегодно, где-то за два месяца до фестиваля, в жизни Владимира Петровича наступала очень напряженная пора: коллективы обращались к нему за помощью. Он же мог и руководить хором, мог расписать хоровую партию на многоголосие. И все свободное время Санников мотался на своем мотоцикле по клубам и организациям, помогая самодеятельным артистам подготовиться к выступлениям.

 Дослужился до начальника инкассации и был уволен на пенсию аж в 1996 году. Получил звание ветеран труда и массу благодарностей. Банк выплатил ему вознаграждение за добросовестный труд. После ухода из банка был принят на должность культорганизатора в МУП «Досуг» (по-нашему – в Дом культуры).

* * *

Мне думается, что здесь будет уместным воспроизвести небольшую заметку из газеты «Красное знамя» от 19 марта 1981 года.

Рубрика: «Дни культуры Приладожья в Петрозаводске».

 

«Полезная поездка.

 

В нашей вокальной группе поют агрономы, бухгалтер, мастер леса, воспитатель детского сада и работники культуры – всего одиннадцать человек. В таком составе мы выступаем с 1975 года. Много сил и энергии отдает самодеятельному творчеству руководитель В.П. Санников, работник государственного банка. Наша вокальная группа участвует в праздничных концертах односельчан, летом выезжает на отгонное пастбище к животноводам, нередкий гость она и на городской сцене. Впервые в этом году нам представилась возможность принять участие в Днях культуры в Петрозаводске.

Впечатления огромные. Мы исполняли песню В. Санникова на стихи нашего местного автора Г. Груздевой «Тихим вечером», а также «У Ладоги» и «Малиновку».

Думаем, что эта поездка принесет свои плоды. По совету специалистов попробуем свои силы в четырехголосном исполнении. Возрос интерес к нашему коллективу и у односельчан. Значит, группа пополнится новыми участниками.

Н. Добрынина и Л. Максимова,
участницы вокальной группы
Заозерного сельского дома культуры».

 

Здесь вы, читатель, увидели, что Владимир Санников показал себя в роли композитора.

И, пожалуй, закончу эту врезку откликом на выступление наших в Петрозаводске из того же номера газеты:

«В. М. Иванов,
сотрудник госуниверситета:

«С большим удовольствием смотрел заключительный концерт. По нему можно судить о том, что в Сортавале есть одаренные и увлеченные искусством люди. Особенно понравилась песня «У Ладоги» в исполнении вокальной группы Заозерного сельского дома культуры. Она прозвучала задушевно, с большой любовью к родному краю…»

* * *

margo 00 min…В 1996 году Владимир Петрович встретился с «Матицей», фольклорным ансамблем, созданным Маргаритой Бережной.

Коллектив, состоящий из совсем юной детворы, только начинал свой путь. И такой человек, каким был Владимир Петрович, такой музыкант для ансамбля – настоящий клад. Владимир Петрович с голоса ученика подхватывал аккомпанемент в любой тональности, на ходу составляя аранжировку. Очень талантливый человек! Вот и наградили его в коллективе званием «дедушки ансамбля».

«Он всегда был на позитиве, – вспоминает Маргарита Леонидовна, – в жизни никогда не слышала, чтобы Владимир Петрович ворчал, повышал голос, был строгим. Это был человек, который жил изумительной жизнью, в доброте. И к нему так же все относились. Он никогда не вступал в конфликт, никогда не спорил. Спорщик потом сам наступал на свои же «грабли». Это был самодостаточный человек априори. Ему не надо было доказывать свою значимость. Он никогда никуда не спешил. Он никогда никого не поучал, а просто делал свое дело. И все вокруг него делалось правильно, как бы само собой. Человек, которому можно было позвонить в любое время дня и ночи, и он всегда придет на помощь…»

В это же время Владимир Петрович работал в русском хоре у Виктора Егорова. А потом и в «Верее», которая родилась в двухтысячном. И в ансамблях народной песни «Ламбушка» и «Млада», руководила которыми Елена Вячеславовна Ульянова.

san 25Ансамбли "Ламбушка" и "Млада" на фестивале в Финляндии. Слева - руководитель Елена Ульянова.

san 23

Солистка "Ламбушки" Риикка Салонен

Везде успевал, никогда не жаловался на усталость…

* * *

…А был ещё такой случай

Выступал в Доме офицеров казачий хор. Году примерно в 60-м. Народный или нет, о том уж не вспомнить. Но профессиональный, это точно, ибо был он у нас проездом, на гастролях. И лежал путь его примерно из Сортавала до Мурманска, а потом – к своим, на родину. И понравился им один баянист: вынь его и положь! И баянисту тот хор понравился – люди поющие, шебутные, весёлые, дело в руках спорится, препятствий перед собой не видят. Уговорили почти баяниста – с собой берут, в штат записать собираются. Приходит Санников домой и говорит жене: собирайся, едем с казаками!

И ведь уехал бы. Но Галина Михайловна встала насмерть: никуда и никогда. Отстояла Сортавала перед казаками.

* * *

 Ушёл от нас Владимир Петрович в 2016 году.

Говорят, что композитор, поэт, художник в каждое произведение заключает кусочек своей души. И это произведение потом отдаёт зрителю всё самое лучшее, что пережил творец, создавая музыку или картину. Так, наверное, и с музыкантами. Пусть они и уходят от нас, но душа их приходит к нам со сцены, на которой поют или танцуют сортавальцы. А где-то дома стоит баян Санникова.

 

san 22

 

 

 

Музыкальная шкатулка Владимира Санникова

Контакты

Электронная почта serdobol-almanah@yandex.ru
lugovskoj52@mail.ru
Телефоны +7 911 663 60 85
+7 921 012 07 91

Наша группа в ВК

modVK 3 footer

Политика конфиденциальности

 

Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.