logo
panoraama 1 x 72

title left musik

 

 

 

 

Автор и переводчик:

Наталья Зайцева,

Заслуженный работник культуры Республики Карелия, заведующая краеведческим отделом Сортавальской районной межпоселенческой библиотеки.

В статье использованы материалы из книги РейоПайямо «Сортавала – поющий город на Ладоге».
(Pajamo, R. Sortavala Laatokan laulava kaupunki. - 2006.)

Опубликовано:

23 ноября 2024 года

Сортавала – поющий город на Ладоге

 

У истоков хорового пения

 

Карелия рунопевцев была также краем многосторонней музыкальной культуры и особенно хорового пения. Хоровое пение стало почти всенародным увлечением. Города Карелии соперничали друг с другом в этой области, но пальма первенства принадлежала, несомненно, Сортавале – маленькому городку с пятитысячным населением, где количество хоров в лучшие годы достигало двадцати! Вряд ли в Финляндии был второй город, в котором хоровая активность достигала такого же уровня. Подразумевалось, что быть сортавальцем означало быть хористом.

 

Уже во второй половине XIX века город Сортавала, в котором тогда проживало около 700 человек, привлекал внимание своей оживленной музыкальной деятельностью. В 1860-е годы в Сортавалу приехал выпускник Александровского университета в Хельсинки Карл Алопеус, который стал сначала учителем, а затем ректором начальной школы. В те годы студенты университета получали и музыкальное образование. Благодаря выпускникам этого учебного заведения поветрие увлеченности хоровым пением достигло даже отдаленных уголков страны. Так произошло и в Сортавале. В 1868 г. Алопеус, у которого был красивый голос, организовал смешанный хор. Это было новым явлением, так как прежде существовали только мужские хоры. Помимо музыкального, образование смешанных хоров имело и большое общественное значение, так как произошло объединение по увлечению не только семей, но и различных сословий. А в 1875 г. начал действовать Смешанный хор ремесленников. Сначала им руководил также К. Алопеус, а с 1880 г. – брандмейстер Хяннинен. Он же был и капельмейстером духового оркестра пожарной дружины.

 

zai 04

Смешанный хор профсоюза рабочих. 1896 г.

Семинария и ее роль в культурной жизни города

 

 

 

zai 03

Набережная семинарии в Кюмеле

 

 

Но настоящий подъем культурной жизни г. Сортавала начался с открытия в пригороде Кюмеля в 1880 году семинарии по подготовке учителей народных школ. В то время семинария давала своим выпускникам чрезвычайно хорошую подготовку в плане ремесел, рукоделия, а также музыкального образования. Семинаристов учили игре на различных музыкальных инструментах, но главным было хоровое пение, которое занимало центральное место в учебном процессе. Почему так было поставлено?

Дело в том, что когда-то Мартин ЛЮТЕР, основоположник протестантизма, заявил, что учителю нужно уметь петь. И это требование было воспринято основателями семинарии настолько буквально, что при отсутствии музыкального слуха было трудно поступить в это учебное заведение. Те, кто не обладал музыкальными способностями, отсеивались уже во время вступительных экзаменов. Так что учащиеся семинарии были в этом отношении отборными.        Среди семинаристов – благодаря отбору – было много музыкально одаренных молодых людей, из которых можно было составить хор, отвечающий самым высоким требованиям. Хоровое пение стало увлечением многих, так что в семинарии сформировалось даже несколько хоров, которые с успехом выступали по всей Карелии.

Что семинария предлагала городу? Кроме ежегодных песенных и музыкальных представлений семинаристы организовывали различные общегородские праздники, в которых принимали участие и жители города. Например, заметным событием в первые годы стала организация «Праздников Леннрота» в 1880-е годы, в 1890-е – «Праздников Рунеберга» и «Праздников Сибелиуса», на которые приглашались музыканты из других городов Финляндии. Семинария проводила и свои собственные традиционные праздники, например, вечера «Илтахуви» («Вечерний досуг»), программа которых была очень патриотична и содержательна.

Преподаватели музыки

 

 

 

zai 19

Нилс Кильяндер

 

 

К преподаванию в семинарии приглашались очень талантливые и увлеченные люди. Некоторые из них оставили яркий след в истории города.

Первым преподавателем музыки и пения в Сортавальской семинарии стал Нилс Кильяндер (1851-1898). Он учился игре на органе, пел в хоре и некоторое время даже солировал в Финской опере. Методику преподавания музыки изучал в Швеции.

Нилс Кильяндер был очень талантливым и увлеченным человеком. Помимо преподавательской деятельности он руководил хором Финского общества, Сортавальским обществом пения, организовывал все песенные праздники в городе, а его ежегодные выпускные экзамены по музыке выливались в такие профессиональные концертные представления, что на них съезжалась публика со всей Карелии. 17 лет Нилс прожил в Сортавале и, можно сказать, что именно он принес ему славу музыкального города, центром которого стала семинария.

 zai 17

Микаэль Нюберг

После преждевременной смерти Кильяндера в 1898 году преподавателем музыки в семинарии стал Микаэль Нюберг (1889-1940). В его время музыкальное преподавание поднялось еще на более высокий уровень.

Нюберг получил эту должность, уже будучи известным музыкантом, теоретиком музыки и автором собственной методики преподавания. Он создавал музыкальные хрестоматии для учащихся, сборники песен, в том числе и для детей. Вместе со своим двоюродным братом Илмари Кроном он был самым активным собирателем народных песен духовного содержания в Средней Финляндии и даже издал сборник «Дар народа церкви». Помимо занятий с учащимися, он руководил им же созданным Духовным хором при Евангелистском обществе. Нюберг сам писал произведения для хора, которые впоследствии вошли во многие сборники. Обычно премьеры песен проходили у него дома, где часто устраивались музыкальные и песенные вечера.

zai 12

Вилхо Сиуконен

В 1917 г. на должность преподавателя музыки вступил Вилхо Сиуконен. В его лице Сортавала получила многостороннюю музыкальную личность. Он был педагогом, исследователем, доктором философии, автором книг по методике преподавания пения, критиком, композитором, руководителем хора и отличным организатором. «Вечерний» и «Смешанный» хоры, которыми  руководил Сиуконен, вошли в число лучших в Финляндии. К 300-летию города Сортавала он сочинил кантату. Во многом его заслугой явилось то, что город стал привлекательным местом для гастролей известных финских и зарубежных исполнителей. Но главная заслуга Сиуконена стояла в том, что он добился того, что город Сортавала в 1935 г. получил право проводить праздник Калевалы. После этого события его назначили директором семинарии в Раума.

 

zai 13

 Сортавальский смешанный хор под управлением Вилхо Сиуконена

 

С 1935 по 1942 г. музыкальным образованием семинаристов руководил Лео Хяркенен – педагог, критик, руководитель хора, композитор.

Вряд ли в каком-нибудь другом провинциальном городе были преподаватели музыки, имеющие ученую степень, сочиняющие музыку и дающие концерты как композиторы…

Учащиеся и преподаватели семинарии выполняли большую задачу культурного просвещения жителей города Сортавала и Ладожской Карелии вообще. Заканчивая семинарию, увлеченные пением выпускники разъезжались по всей Финляндии и на местах создавали хоры.

zai 18

Наеми Старк

Говоря о талантливых личностях, определивших музыкальную славу города, невозможно не сказать о Наеми Старк (урожд. Ингман) (1855-1932), без которой культурная жизнь города была бы намного беднее. Наеми Старк получила прекрасное музыкальное образование в Хельсинки, Париже, Петербургской консерватории, пела какое-то время в Финской опере, потом ей пришлось вместе с мужем-доктором переехать в г. Сортавала, где в течение 31 года она служила преподавателем пения в лицее (1895-1926 гг.) и преподавала игру на фортепьяно в семинарии, а также сама часто выступала в концертах с сольными программами. Она была яркой увлеченной личностью, блестящим педагогом, по-матерински строгой и доброй, поэтому ученики называли ее «мамашей Старк». Она знала всех финских деятелей искусства, у нее осталось много дружеских связей в музыкальном мире. И то, что в Сортавале перебывали на гастролях все известные финские певцы и музыканты – заслуга Наеми Старк. Как отмечали современники, первые годы ХХ века остались в истории Сортавалы как «время Старк», время художественного подъёма. Её называли «душой сортавальской музыкальной жизни».

Поющий город

 

 

Поначалу музыкальную жизнь Сортавала сдерживало отсутствие хорошего концертного зала. Музыкальные мероприятия проводились или в актовом зале семинарии, которая находилась далеко от центра, или в старом здании ратуши, или в зале начальной школы, или в частных домах. Поэтому значительным событием стала постройка в 1885 г. нового здания ратуши, в великолепном зале которого стала проходить большая часть музыкальных событий города. Вообще количество концертов было огромным для такого маленького города, сказывалась даже некоторая перенасыщенность ими, так что подчас на культурные мероприятия не собиралось достаточное количество публики. Так, с 1885 по 1939 в городе состоялось 700 концертов!

В 20 – 30-е годы XX века увлеченность жителей хоровым пением становится особенно активной, количество хоров достигает 20-ти! Помимо хоров при учебных заведениях, в городе действуют Смешанный хор, Духовный хор, хор Финского общества, хор Профсоюза рабочих, Мужской хор щюцкоровской организации, Женский хор и многие другие. Практически каждая организация или общество имели свои хоры и проводили свои местные певческие праздники. Очень известен был Православный хор, который в 1901 г. организовала супруга настоятеля Мария Окулова. С 1928 года он именуется Хором Сортавальского собора (руководитель Микаэль Казанко) и становится одним из лучших православных хоров Финляндии. В Сортавале часто проводились праздники церковного пения, а с 1929 г. по инициативе архиепископа Германа – праздники греко-католического пения организуются на Валааме.

 

zai 05

Сортавальский духовный хор

 

В 1922 году в Сортавале состоялся первый праздник детского пения, в котором участвовали 2500 школьников из 31 школы. Впоследствии такой праздник стали проводить каждую весну. Он так и назывался – «Весенний праздник».

 

В 30-е годы сортавальцы «заболели» оперой. Толчком для этого послужили, во-первых, гастроли Финской оперы в Сортавале, а во-вторых, «заразил» пример жителей Выборга. В 1907 г. уже была силами сортавальцев поставлена опера «Марта» (режиссер – Наеми Старк). В 1931 года состоялось представление оперы Бизе «Кармен», а два года спустя – оперы Верди «Аида».  Идейным вдохновителем и режиссером выступила жена аптекаря госпожа Грета Дурхман (Туркама) у которой было музыкальное образование, хороший голос и фанатичная любовь к опере. Она же исполняла партии Кармен и Амнерис. Все репетиции проходили у нее на даче Таруниеми, там же шились сообща костюмы. Полгорода было охвачено оперной лихорадкой.

zai 01

Актовый зал семинарии. Дебют Греты Дурхман

zai 15

Инкери Стенбак

zai 16

Альфонс Алм

Аиду пела Инкери Стенбак. В свое время, живя в Хельсинки, она готовилась к карьере певицы, хотела продолжить образование в Париже, но вышла замуж за военного летчика, получившего назначение в Сортавалу. Остальные исполнители были любителями из хористов. Статистами были все: от преподавателя до школьника. Ведущие мужские партии Дона Хосе и Радамеса с блеском исполнил управляющий Сортавальским молокозаводом Альфонс Алм. Оперу «Аида» давали дважды. Первый раз – в зале семинарии, второй раз –летом, 7 июля, в парке Ваккосалми, в День Лотты, на который съехалось 3000 представительниц этой организации. Оркестр на сей раз был собран из музыкантов Хельсинки, а дирижировал им знаменитый финский композитор и капельмейстер Армас Ярнефельт, который был очень удивлен высоким уровнем постановки такой сложной оперы, а исполнителя партии Радамеса Альфонса Алма пригласил в Хельсинки. Впоследствии А. Алм стал одним из самых известных певцов финской оперы.

"Аида". Сортавала, 1933

zai 06

Инкери Стенбак (Аида)

zai 07

Альфонс Алм (Радамес)

zai 08

Паули Паломяки (Фараон)

zai 09

Инкери Стенбак (Аида) и Альфонс Алм (Радамес)

zai 10

Сцена из оперы "Аида" (актовый зал Сортавальской семинарии). 1933 г.

zai 11

Сцена из оперы "Аида" (актовый зал Сортавальской семинарии). 1933 г.

Как видно, музыкальная жизнь в городе Сортавала била ключом, и неслучайно этот город выбрали местом проведения Общефинляндских праздников песни, кульминацией которых стал Всефинляндский песенный праздник в 1935 году, посвященный 100-летию издания «Калевалы».

Контакты

Электронная почта serdobol-almanah@yandex.ru
lugovskoj52@mail.ru
Телефоны +7 911 663 60 85
+7 921 012 07 91

Наша группа в ВК

modVK 3 footer

Политика конфиденциальности

 

Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.