logo
panoraama 1 x 72

title left musik

 

 

 

 

Составители:

Ольга и Александр Луговские,

Опубликовано:

23 ноября 2024 года

«У залива Кирьявалахти».

 

По страницам книги Любови Гаттунен.

 

Небольшой рассказ о жизни и работе композиторов и музыкантов,
пребывавших в Доме композиторов «Сортавала» в разные годы ХХ века

Залив Кирьявалахти (Пёстрый залив). Источник фото:
https://season-travel.com/blog/zaliv-kiryavalahti/

 

 

 

dtk 004

Книга сортавальского краеведа
Любови Валентиновны Гаттунен
«У залива Кирьявалахти».

 

 

 

 

Примечание: курсивом выделен текст составителей.

 

В 2022 году в издательстве «Композитор» вышла книга сортавальского краеведа Любови Валентиновны Гаттунен «У залива Кирьявалахти». Книга посвящена 75-летнему юбилею Дома творчества композиторов «Сортавала» (1945-2020) и деятелям искусства, работавшим в этом живописном месте.

Страницы из этой книги позволили нам восстановить некоторые подробности музыкальной жизни Сортавала второй половины двадцатого века.  Более того – оценить влияние именитых гостей Дома творчества на музыкальную культуру города.

Сразу оговоримся: в этих заметках мы использовали лишь небольшую часть труда Любови Гаттунен – ту, что касается «общественной работы» гостей Дома творчества. Точнее – прямого их участия в развитии музыкальной культуры нашего города, Сортавала. Говоря коротко, основой для этой компиляции послужила глава VI книги, носящая название «Незабываемые встречи. «Крик сердца поэта». (с. 208 – 239).

 

Основание

История Дома творчества начинается в апреле 1945 года, когда было принято решение о передаче Союзу композиторов здания с земельным участком в окрестностях города Сортавала. Для использования под постоянно действующий Дом творчества композиторов была выбрана бывшая дача аптекаря Тауно Яскеляйнена.

dtk 001

 

Дача аптекаря Яскеляйнена. 30-е гг. ХХ в.

dtk 002

Рувим Самуилович Пергамент,
председатель Союза композиторов
Карело-Финской ССР

Руководителем карельской композиторской организации был в тот период Рувим Самуилович Пергамент, на плечи которого и легла, в основном, огромная работа по восстановлению усадьбы и организации работы Дома творчества. 19 мая 1946 года газета «Ленинское знамя» сообщила о торжественном открытии Дома творчества композиторов.

 

dtk 014 

 

С тех пор Дом творчества «Сортавала» стал одним из любимейших мест отдыха и работы для музыкантов страны.

 

В Дом творчества «Сортавала» композиторы и музыковеды приезжали по творческим путевкам, которые предоставлялись им за символическую плату. Члены их семей получали путевки по льготной цене, остальные отдыхающие пребывание оплачивали по полной стоимости. Некоторая часть путевок передавалась Академии наук СССР (Академии наук России), а также представителям других организаций. По путевкам приезжали люди из Ленинграда, Москвы, из разных городов и республик нашей необъятной Родины, поэтому Дом творчества по праву считался всесоюзным…

 

dtk 015

Композиторы из союзных республик на отдыхе в г. Сортавала КФССР. Фото: Яков Берлинер.
Национальный музей РК.

 

Творческая путевка выдавалась композитору и музыковеду с определенной целью – за творческий отпуск написать запланированные произведения, указанные в путевке.

О тех, кто приезжал по творческим путевкам в «Сортавалу», можно узнать из публикаций в местной газете «Красное знамя» за 1953-1989 годы. На ее страницах печатались короткие заметки о пребывании летом в Кирьявалахти известных композиторов и музыковедов, заслуженных деятелей искусства, лауреатов Сталинских и других государственных премий.

 

Корифеи

 

dtk 016

dtk 017

Первый снимок. Карл Ильич Элиасберг (1907-1978) - дирижер, 9 августа 1942 года исполнивший в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича, всю блокаду проживший в Ленинграде и руководивший единственным симфоническим оркестром в осаждённом городе.
Именно К.И. Элиасберг показал Тихону Николаевичу Хренникову, председателю Союза композиторов СССР с 40-х до 91 года, усадьбу и залив Кирьявалахти как чудесное место для Дома творчества композиторов.
ДТК Сортавала, 1957 г. Фото С.В. Салмановой

 

Второй снимок. Выдающиеся деятели культуры и искусства Республики Карелия. Слева направо: Гельмер Синисало, Карл Раутио, Рувим Пергамент. Фото Нац. архива РК

 

Перечислить всех, работавших в этом месте, невозможно. Георгий Свиридов и Андрей Эшпай, Александра Пахмутова и Родион Щедрин, Александр Колкер, Микаэл Таривердиев… Именной список лиц, посетивших ДТК «Сортавала», в книге Л. Гаттунен представлен 268 именами. И, скорее всего, это список неполный. В 1970 – 1980-е годы за сезон в Доме творчества отдыхали по 400 – 500 человек.

 

Залив Кирьявалахти нравился композиторам тем, что около него «царила драгоценная тишина, такая нужная для музыкального творчества». * Очаровательная карельская природа настраивала на творческий лад и вдохновляла: отдыхая в Северном Приладожье, композиторы продолжали свою работу – создавали музыку. Евгений Светланов говорил о творческом отдыхе: «В «Сортавале» работается хорошо, я там делаю всегда заготовки на весь сезон – дирижерские, композиторские, что-то просматриваю, редактирую, очень много читаю. И все это в сочетании с отдыхом, с рыбалкой, войной с комарами, которые там невероятно агрессивны в течение всего лета. Это очень красивый край». **

* Масленников И.Ф. Корень «SUOMI». Указ. изд. С. 69.
** Назначено судьбой. Книга о Евгении Светланове… Указ. изд. С. 243.

 

dtk 018

Вадим Николаевич Салманов (композитор, педагог) на весельной лодке в районе ближайших островов к ДТК.
Фото 1963 г. Из архива Салмановых.

dtk 019

Эдисон Денисов и София Губайдулина. Фото: Дмитрий Смирнов. 1983 г.

dtk 020

Слева направо: композиторы Валентин Васильевич Сильвестров,
Эдисон Денисов, Елена Фирсова, певица (сопрано)
и заслуженная артистка России Татьяна Мелентьева,
композитор Александр Аронович Кнайфель,
также заслуженный деятель искусств РФ.
Фото Дмитрия Смирнова, 1982 г.

Мы могли бы привести здесь перечень в сотни названий произведений, созданных в Кирьявалахти. И произведений не только музыкальных. Здесь писались и научные работы, и стихи, и сценарии фильмов! А, кроме того, гости Дома творчества вели активную общественную работу по популяризации отечественной музыки.

 

Кирьявалахти – Сортавала

 

«Композиторы проводили тематические встречи, музыкальные вечера с местными жителями и пограничниками, давали мастер-классы для учеников и преподавателей музыкальной школы, выступали с концертами в городском театре и Доме культуры города Сортавала. Эти встречи были важны и для самих композиторов, и для сортавальцев. О культурно-просветительской работе известных ком­позиторов и музыкантов свидетельствуют многочисленные заметки, опубликованные в местной газете «Красное знамя». В настоящее время традиция участия композиторов в культурной и образовательной жизни города продолжается.

В 1950-1970-е годы во время летних каникул гостями ДТК были сотни мальчишек и девчонок из ближайших пионерских лагерей. Вначале пионеры активно проводили время на берегу Ладоги, где расположен Дом твор­чества, а потом на зеленой лужайке композиторы организовывали с ними интересную встречу, силами отдыхающих давали для ребят концерт…» *

* Гаттунен Л. У залива Кирьявалахти. С. 208.

 

На одной из таких встреч летом 1953 года пианист Теодор Гутман сыграл несколько пьес Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, перед ребятами выступили ещё несколько гостей, а в финале гости и хозяева хором исполнили «Гимн демократической молодёжи мира».

В другой раз профессор Борис Васильевич Тризно рассказывал ребя­там, как готовился с группой коллег к заграничной гастрольной поездке. Многие композиторы, пишущие для детей, с удовольствием беседовали со школьниками. Эти встречи получались оживленными, когда речь шла о знакомых песнях.

 

В 1960 году с пионерами Сортавала встречался Борис Чайковский. Геннадий Гладков посетил Дом пионеров в 1979-м. Композиторы не только встречались с молодёжью. Они выступали в городском театре, Доме культуры, на предприятиях. 1979 год был особо богат такими встречами: перед сортавальцами выступили пианист Е.  Малинин, актриса А. Демидова, композиторы В. Казенин, С. Кац, Н. Шахматов.

 

В тот же год состоялся концерт с участием других знаменитых композиторов: Л. Афанасьева, Г. Гладкова, В. Дашкевича. Также сортавальцы познакомились с кинорежиссером «Мосфильма» В. Краснопольским.

 

Популярный в 1970-е годы телесериал «Тени исчезают в полдень» был снят на «Мосфильме» режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским. Песня для этого фильма «Гляжу в озера синие» стала первой совместной рабо­той поэта И. Д. Шаферана и композитора Л. В. Афанасьева.

 

...B 1979 году на вечере встречи сортавальцев с создате­лями этого фильма песня “Гляжу в озера синие” прозвучала в исполнении участницы художественной самодеятельно­сти Лидии Белецкой. Тепло были приняты песни в авторском исполнении Леонида Афанасьева. С большим интере­сом слушали сортавальцы кинорежиссера "Мосфильма” В. Краснопольского...

На этом же концерте «композитор Владимир Сергеевич Дашкевич весело, с юмором исполнил несколько новых песен, в том числе песню из кинофильма «Бумбараш»… Горячие аплодисменты были наградой за ту радость, которую доставили деятели искусства всем присутствующим в зале. Гостям были вручены сувениры с пожеланиями дальнейших творческих успехов и будущих встреч.

Режиссер киностудии имени М. Горького С. И. Ростоцкий и оператор В. М. Шумский, создавшие фильмы «Доживем до понедель­ника», «Белый Бим Черное ухо», побывали впервые в Сортавале, чтобы выбрать место для съемок очередного фильма «А зори здесь тихие». Кинокартина позднее снима­лась в Сортавальском районе на территории Рускеальских водопадов и вышла на киноэ­краны в 1972 году. Музыку к фильму напи­сал композитор Кирилл Владимирович Молчанов, который неоднократно приез­жал по творческой путевке в Дом компози­торов «Сортавала». Об этом сортавальцам рассказала газета «Красное знамя» в 1972 году в материале Л. Богомоловой «Фильм – долг, фильм – память». (№147).

dtk 007Дважды в городском театре Сортавалы в 1980-е годы состоялись творческие встречи с заслуженным деятелем искусств Алексан­дром Петровичем Аверкиным, который на протяжении многих лет проводил свой творческий отпуск в «Сортавале»…

«Гость нашего города Александр Петрович Аверкин рассказал зрителям, собравшимся в городском театре, о своем творческом пути, поделился планами на будущее. Вот уже на протяжении 29 лет он приезжает в Дом творчества композиторов. И не может разлюбить это удивительное по красоте место. Здесь родились многие песни композитора. Александр Аверкин исполнил некоторые свои произведения. Вместе с ним в мероприятии участвовала Анна Литвиненко, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В её исполнении прозвучали песни Аверкина: «Мама, милая мама…», «Травушка-муравушка», «На побывку едет молодой моряк» и другие» (Николаев В. Творческая встреча. Красное знамя. 1984. № 128).

Деятели искусства выступали на круп­ных предприятиях Сортавальского рай­она. В Красном уголке мебельно-лыжного комбината поселка Хелюля состоялся кон­церт карельского композитора Геннадия Алексеевича Вавилова и академического хора городского Дома культуры, на кото­ром была исполнена песня «Сортаваль­ский вальс». *

* Груздева Г. Встреча с композитором. Красное знамя. 1984. №128

Из воспоминаний И.Ф. Ярикова: «Коло­ритные композиторы из Москвы (например, Людмила Алексеевна Лядова) давали шефские концерты в этом краю. Денег не брали, но потом приезжал в Дом творчества композиторов “газик” с коробками. Там гостинцы для всех отдыхающих, и пир горой до утра устраивали...»

Не забывали композиторы в 1960-1980-е годы выступать у погранич­ников, которые всегда тепло и радушно встречали редких гостей.

Газета «Красное знамя» сообщает о таких встречах военнослужащих с заслуженным деятелем искусств И.В. Якушенко в 1988 году, поэтом-песенником Леонидом Дербенёвым в 1987 году.

По словам Вадима Давидовича Бибергана, коллеги до сих пор помнят, как Александра Николаевна Пахмутова в полной секретности летала на гидросамолете на местную погранзаставу и давала концерт для пограничников. Садился гидросамолет в заливе Кирьявалахти, ее подвозили на лодке, и гидросамолет улетал, а потом снова таким же образом она возвращалась в Дом творчества.

 

dtk 008

Композитор Александра Пахмутова за роялем.
Автор – В.М. Мастюков. Москва. 1960-е – 1970-е годы.
Источник фото

Две легенды

 

Ещё в предисловии к проекту  мы предупреждали читателя о том, что материалы «Страниц…» не могут использоваться в качестве научного исторического источника. Текст, приведённый ниже, является ярким этому подтверждением.

А речь пойдёт вот об этой песне:

 

 

Этот ролик сделал 6 лет назад Иван Пустогоров. А мы нашли его на этой странице.
Поёт Лидия Клемент, первая исполнительница неофициального гимна Карелии.

 

Две легенды

 

Ещё в предисловии к проекту  мы предупреждали читателя о том, что материалы «Страниц…» не могут использоваться в качестве научного исторического источника. Текст, приведённый ниже, является ярким этому подтверждением.

А речь пойдёт вот об этой песне:

 

 

Этот ролик сделал 6 лет назад Иван Пустогоров. А мы нашли его на этой странице.
Поёт Лидия Клемент, первая исполнительница неофициалього гимна Карелии.

 

1) «Долго будет Карелия сниться…»

 

 

dtk 010

Колкер Александр Наумович — композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Почетный гражданин Республики Карелия, награжден Орденом Сампо. Автор свыше 100 песен (в том числе «Карелия», «Стоят девчонки, стоят в сторонке», «Танцуем, пока танцуется»). Большинство песен написано в соавторстве с Кимом Рыжовым и впервые исполнено супругой композитора Марией Пахоменко.

 

 

dtk 010

Рыжов Ким Иванович — сценарист, поэт-песенник, учился в ЛЭТИ, участвовал в институтской самодеятельности; в 1953 году со студентами поставил свой первый мюзикл «Весна в ЛЭТИ», музыку к которому сочинил студент того же института — будущий композитор А. Колкер.
И, конечно же, автор слов "Карелии".

Сначала общеизвестное.

Практически все люди, проживающие в Карелии, убеждены в том, что знаменитая «Карелия…» была создана в Доме творчества композиторов, на берегу залива Кирьявалахти. Однако, есть и другое мнение – песню написали в Мончегорске, на берегу озера Комсомольское.

Разберёмся?

Песня, ставшая неформальным гимном Карелии, была написана композитором Александром Колкером и поэтом Кимом Рыжовым в 1963 году, во время гастрольной поездки по Карелии и Мурманской области. Последнее подчеркнём – по Карелии и Мурманской области.

В 2009 (через 46 лет!) году Александру Колкеру присвоили звание «Почётный гражданин Республики Карелия». Звание было присвоено «за большой вклад в песен­ное творчество и за создание песни «Карелия».

Тогда же А. Колкер вспоминал: «Эту песню я написал 46 лет назад в Карелии на берегу озера Сортавала… Сначала появились стихи моего друга Кима Рыжова, которые стали бессмертными, и почти сразу — музыка, которую я сочинил буквально за час». *

* Алексеева М. «Долго будет Карелия сниться» // Петербургский дневник. 2009. № 33.

Воспоминания 76-летнего человека о событиях 46-летней давности... Да и нет в Карелии «озера Сортавала».

И в том же году журналистка местной газеты «Ладога — Сортавала» констатировала: «Теперь город Сортавала может официально считаться местом рождения красивой и очень известной песни». *

* Петрова Л. «Долго будет Карелия сниться»//Ладога — Сортавала 2009. № 53. С. 10.

Приведём ещё одно воспоминание.

«После очередного переезда остановились в крохотной гостинице прямо на берегу озера. Могучие кряжистые ели окаймляли синюю озерную гладь. Небо гляделось в нее, словно в зеркало... День переходил в ночь, не темнея. Стояли белые ночи русского севера. Поэт Ким Рыжов ушел на берег, к воде, покурил там всласть и вернулся «с урожаем». Листок бумаги исписан строчками:

 

Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая ночь напролет,
И не понять —
То ли небо в озера упало,
И не понять —
То ли озеро в небе плывет...

 

Александр Колкер прослушал стихи до конца, помолчал и, подхватив аккордеон, заперся в ванной». *

* Яснец Э.Я. Александр Колкер: Время. Судьба. Творчество. Моногр. очерк. Л.: Советский композитор, 1988. С. 40-41.

Однако и здесь нет точного указания на место! Любовь Гаттунен, автор «У залива Кирьявалахти», подчёркивает это: «Пейзаж из книги (Э. Яснецаприм. составителей) напоминал белые ночи и незабываемые по красоте места не только окрестно­стей Сортавалы, но и Мончегорска, расположенного среди естественных парков и озер. В Мончегорске заканчивалась гастрольная поездка артистов».

И – кульминация!

В те годы Ответственный секретарь мончегорской газеты А. Бавыкин сообщил: «...после выступления в Клубе метал­лургов города Мончегорска артисты долго гуляли по городу, у них восторг вызвало Комсомольское озеро, особенно кра­сивое в период белых ночей, в зеркальной глади которого отражались деревья. «И это - в самом центре города!» — вос­хищались артисты. На следующее утро Ким Рыжов написал стихи, где были такие строки:

 

Долго будет
Край северный сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.

 

Сразу же после возвращения артистов в Ленинград компо­зитор Александр Колкер написал музыку на эти слова, и поя­вилась песня «Край северный», опубликованная в газете «Мончегорский рабочий» 21 июля 1963 года». Вместо знаме­нитой «Карелии» в тексте звучал «край северный».

В 2017 году Александр Бавыкин рассказывал: «Каково же было мое удивление, когда по радио я вдруг услышал знакомую строчку по-другому: «Долго будет Карелия сниться...» Я позво­нил Киму Рыжову, спрашиваю: «Как же так?» — «Да, понимаешь, — объяснил он, — иначе не хотели песню принимать. Какие там, говорят, ели, там же тундра! Пришлось поменять на Карелию». *

* [Б. А.] Как «край северный» стал «Карелией» // Мончегорский рабочий. 2017. № 80.

Разобраться не получилось, команды разошлись с ничейным счётом. Но главное – не то, где родилась «Карелия». Главное, наверное, в том, какая это песня!

 

2) «Сортавальские вечера»

 

Согласитесь, на мотив «Подмосковных вечеров» стопроцентно ложатся и эти слова: «Если б знали вы, как мне дороги Сортавальские вечера». Это, собственно, и есть тема второй легенды.

Анна Гриневич в ста­тье «Долго будет Карелия сниться» утверждает: «…Между тем, все знают, что знаменитая песня «Подмосковные вечера» тоже поначалу была о других краях и называлась «Ленинградские вечера». Может, и «Сортавальские вечера…» *

* Гриневич А. «Долго будет Карелия сниться»: песня Кима Рыжова и Александра Колкера (об истории создания песни) // Карелия. 2019. 21 марта. С. 16.

В 2022 году композитор В. Я. Пороцкий сообщил следующее: «Много различных легенд сложилось о великих музыкантах, бывавших в Доме творчества. Одна из таких легенд похожа на истинную правду о том, что знаменитую песню «Подмо­сковные вечера» Василий Павлович Соловьёв-Седой напи­сал именно в «Сортавале» и первоначально она была названа «Сортавальские вечера», потому что вечера здесь изумительно красивы...»

 

Вот Вы и познакомились, читатель, с легендами о месте рождения двух самых популярных песен своего времени. Любопытно? Да! А истина? Выбирайте сами. Только помните, что это – ваше личное мнение. Не более.

 

XXI век

dtk 021

«Работа идет сообща»,
композитор Александр Аронович Кнайфель, 2008 год.
Фото Татьяны Мелентьевой, супруги музыканта

dtk 022

2015 год. Музыковед Владимир Абрамович Гуревич, композиторы Лоренс Иванович Блинов, Александр Аронович Кнайфель

 

 

dtk 023

Уманский Кирилл Алексеевич,
композитор, органист, педагог.

8 октября 2013 года в Петрозаводске состоялась пресс-конференция «Муза моя, Сортавала!», на которой шла речь о необходимости сохранения и дальнейшего развития Дома творчества композиторов «Сортавала». Много хороших слов было сказано о том, как приятно композиторам творчески работать и отдыхать в «Сортавале», где созданы для этого все условия.

Вечером того же дня в Карельской филармонии прошел концерт представителей Союза композиторов России с тем же говорящим названием «Муза моя, Сортавала!». Там была исполнена музыка, написанная или задуманная в Доме творчества. Она звучала в присутствии авторов, за исключением Р.К. Щедрина.

Программа симфонического концерта включала разные по жанру и времени написания (1957 – 2010) произведения:

А. Пахмутова – Увертюра «Юность»,

Р. Щедрин – Ариозо и частушки Варвары из оперы «Не только любовь»,

Ш. Чалаев – Семь лакских песен для баритона и камерного оркестра,

В. Казенин – Концерт № 3 для фортепиано с оркестром,

К. Уманский – поэма для скрипки и оркестра «Остров Мартинсаари»,

А. Белобородов – Симфония картин № 4 «Рождение Петрозаводска» («Кижи», «Петровский марш»).

 

Владислав Игоревич Казенин рассказал слушателям, что свой Третий фортепианный концерт задумал в Москве, но смог целиком завершить и оформить только в тишине благостной природы Сортавалы. О своей работе вспоминал так: «В городе думаю, записываю, а в «Сортавале» оформляю партитуру, клавиры». Название музыкального сочинения К. Уманского напрямую указывало на источник вдохновения – остров на северо-востоке Приладожья, а фрагменты Симфонии картин А. Белобородова – на всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи в Онежском озере.

Незабываемыми стали встречи композиторов с преподавателями и учащимися Сортавальской музыкальной школы.

 

 

dtk 024

Чалаев Ширвани Рамазанович,
советский и российский композитор,
Народный артист РСФСР.

dtk 005

Композитор Алексндр Сергеевич Белобородов после проведения мастер-класса
для учащихся Сортавальской музыкальной школы.
Октябрь 2013.

dtk 006

Композитор Людмила Алексеевна Лядова с учащимися и преподавателями Сортавальскй музыкальной школы после проведения мастер-класса.

На протяжении нескольких лет в Международный день музыки, 1 октября, в зале музыкальной школы проводились концерты Союза композиторов России. Организатором их выступал председатель Союза Владислав Игоревич Казенин, который специально направлял на этот праздник… целую команду музыкантов: певцов, концертмейстеров, скрипачей, виолончелистов, пианистов. Здесь неоднократно выступали с концертной программой Людмила Лядова, Александр Колкер, Мария Пахоменко, Екатерина Мечетина, Валерий Алиев. Деятели искусства устраивали мастер-классы для учащихся музыкальной школы. На встречи обязательно приглашали музыкальных работников Приладожья – Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского районов. Из Союза композиторов привозили подарки: ноты и музыкальные пособия.

 

dtk 011

Владислав Игоревич Казенин, — советский и российский композитор,
председатель Союза композиторов России (с 1990 года).

 

В 2014 году В.И. Казенин ушел из жизни. Согласно его воле, «сортавальское» пианино композитора было передано музыкальной школе города Сортавала.

dtk 012

Ефрем Иосифович Подгайц,
советский и российский композитор,
заслуженный деятель искусств
Российской Федерации

Встречи композиторов с представителями музыкальной школы города Сортавала в последние годы продолжаются в главном корпусе ДТК. Дети и педагоги заранее знакомятся с биографиями композиторов и их творчеством. Летом 2019 года ребята с воодушевлением встретили в гостином зале ДТК композитора Ефрема Иосифовича Подгайца, который много пишет для детей. Он поведал об истории Дома, рассказал, как собирался поступать в музыкальную школу на фортепиано, а был принят на скрипку. Беседовал со школьниками о композиторском творчестве… Творческая встреча закончилась небольшим концертом учащихся музыкальной школы. В исполнении Ефрема Подгайца прозвучала пьеса из авторского «Детского альбома». Позже композитор выслал 4 комплекта нот для музыкальной школы города Сортавала.

В августе 2016 года ленинградские композиторы В.Д. Биберган и А.А. Кнайфель провели в Сортавале творческую встречу, посвященную памяти Владислава Игоревича Казенина.

Широкая общественная деятельность в Сортавальском районе компо­зиторов из Дома творчества внесла весомый вклад в культурное развитие города. Встречи, описанные выше, по праву можно назвать незабываемыми…

dtk 013

Биберган Вадим Давидович,
композитор, заслуженный деятель
искусств России, народный
артист России.
Автор музыки к 90 фильмам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано по книге Любови Гаттунен
«У залива Кирьявалахти».
Издательство «КОМПОЗИТОР»,
Москва, 2022 год.

Контакты

Электронная почта serdobol-almanah@yandex.ru
lugovskoj52@mail.ru
Телефоны +7 911 663 60 85
+7 921 012 07 91

Наша группа в ВК

modVK 3 footer

Политика конфиденциальности

 

Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.