Навигация по проекту
- Страницы музыкальной истории
- От кантеле до оперы
- Продолжение (1940 – 2024)
- След в истории
- На других берегах
Авторы:
Ольга Луговская,
Александр Луговской
Опубликовано:
23 ноября 2024 года
"Русская песня" Виктора Егорова
Виктор Васильевич Егоров – Заслуженный работник культуры Республики Карелия, преподаватель, заведующий отделением народных инструментов Сортавальской музыкальный школы, в прошлом – директор ДМШ, но главное – основатель и бессменный руководитель хора «Русская песня».
Хор этот в городе знают все, часто называют просто: Хор Егорова. Созданный в 1987 году, с 1991 года носит звание «Народный». Без участия коллектива не проходит в городе ни одного праздника. Хор хорошо знают не только в Карелии. Выступал он в Финляндии, Германии, Белоруссии и в разных городах России: Москве, Пензе, Чебоксарах, Суздале, Юрьеве-Польском, Выборге, Великом Новгороде, Петрозаводске и других городах Карелии.
Мы попросили Виктора Васильевича рассказать о себе и своем коллективе. Как получилось, что работа с самодеятельным хором стала для него делом всей жизни? С какими трудностями пришлось столкнуться при становлении коллектива? И, наконец, что для него, как музыканта, значит народная музыка? Его ответ стоит вынести эпиграфом к публикации:
Я люблю слушать хорошую музыку, хороший камерный хор, академический. Джаз люблю тоже, не фанат, но люблю. Но я не слышу в этой музыке той души, того откровения, какое есть в народной песне, у звука балалайки. Я не слышу той естественности, от которой мурашки бегут по коже. Кто-то сказал, что народная песня – это, как разговор по душам в тишине… Я полностью с этими словами согласен.
Родился В. Егоров в Сортавала в 1953 году. Мать работала в Сортавальском военном санатории. Отец – военнослужащий, родом из Чувашии, ветеран Карельского фронта. Служба отца обусловила большое количество переездов не только по стране: Латвия, Польша, Грузия, Чувашия. Сортавала в семье считали родным городом.
В музыкальную школу пошёл в 11 лет в Чебоксарах, столице Чувашии. Потом – музыкальное училище по классу аккордеона, которое и окончил с отличием.
– Там мне повезло, – вспоминает Виктор Васильевич, – повезло с педагогами. …Надо сказать, что и в училище, и в музыкальной школе у меня был отличный учитель – Василий Антонович Черновский. Человек талантливый. Всю войну прошёл с аккордеоном. Мои ученики до сих пор используют его обработки. Он был музыкантом одарённым, великолепным импровизатором. Интересно, что училище он закончил по классу виолончели, а консерваторию – (уже после войны) по классу баяна. Но аккордеон был для него инструментом любимым…
…Анисимов Михаил Михайлович вёл у нас инструментовку. Такой маленький кругленький человечек. Студенты звали его Мих-Мих. Преподавал нам всего год. Потрясающий своей преданностью народным инструментам музыкант. В чём-то сродни Василию Андрееву, основателю русского народного оркестра. По профессии – скрипач. Но… перешёл на балалайку. Как он говорил про инструменты! Это надо не только слышать, но и видеть! Никогда ни у кого не встречал такого отношения к инструменту – как к ребёнку. «Домрочка…»
…Я знавал людей, профессионалов, которым свой инструмент уже надоел, опостылел, которые «переиграли всё, что можно на нём исполнять». И такое отношение было мне непонятным, тем более, что для меня оркестр, как раз, и начинался с Михал Михалыча Анисимова, с любви к инструменту.
…Дальше – консерватория? Но в те годы класс аккордеона был далеко не в каждой консерватории. Пришлось идти в пединститут на музыкальный факультет.
С педагогами повезло и здесь: все они были талантливы, обладали отличной техникой, тонким чувством звука. А Ия Леонидовна Гранник, преподававшая дирижирование, окунула его ещё и в мир авторской песни, горного туризма. Были походы, восхождения, были Хибины и Приэльбрусье с его "военными" перевалами. И, конечно же, были песни у костра…
– И вот, они сидят, поют хором. А мне немного обидно – не знаю этих песен. Но в моём кармане, у сердца – обложка-конверт грампластинки с песнями Высоцкого из «Вертикали»… А ребята пели про Соловецкие острова, на которых дожди, про гитару, которой хотелось в далёкие страны. Не знал я тогда ни Визбора, ни Окуджавы…
1976 год. Музфак окончен. Дальше – армия, стройбат. В Ленинграде. И снова Чебоксары, музыкальная школа. В 1985-м назначен директором ДМШ №3. Через два года – заявление «по собственному желанию» – руководство города росчерком пера поломало всю его работу последнего года.
На снимке Виктор Егоров - крайний справа.
В 1987 году переехал в Сортавала. Сначала – в отпуск, а потом и на работу. С работой и жильём помог заведующий отделом культуры Александр Гарамов. Он пригласил Виктора Васильевича Егорова на должность руководителя народного хора. Но хор надо было создавать с нуля на базе городского ДК.
Хор – это, прежде всего, большой коллектив. Его не создашь приказом. Нужны люди. С голосами, с характерами. Собрать этих людей – задача руководителя. Егоров стал ходить по городским предприятиям и учреждениям, где была своя самодеятельность. Мясокомбинат, горбытуправление, клуб железнодорожников, поликлиника, больница. А ещё этих людей надо уговорить. Убедить прийти на репетицию. Добиться того, чтобы не ушли сразу.
Ему пришлось даже устроиться на работу по совместительству в хор медицинских работников – набирать женщин, и в Сельхозтехнику – мужчин. Уже три коллектива на одном человеке! Задумывался хоть кто-либо, как это трудно, если не халтурить? А Егоров халтурить не умел.
– Постепенно стал складываться состав народного коллектива в ДК. Нина Васильевна Беляева привела несколько работниц мясокомбината. Кроме того, ко мне пришли работники типографии: Тамара Васильевна Ковалёва, Галина Фёдоровна Паршина, Лидия Ивановна Понамарёва. И важно, что Паршина и Понамарёва пели раньше у Элины Матвеевны Ермолаевой, в Финском хоре, они были подготовленными.
Заметим: Элина Матвеевна, женщина очень строгая, в особенности к тому, что касается профессиональной деятельности, новый в городе коллектив приняла сердечно, а молодого руководителя называла даже ласково - "мой сыночек".
А ведь на самой первой репетиции народного хора, 19 ноября 1987 года присутствовали лишь два (!) человека Нина Васильевна Беляева и Людмила Ивановна Власьянова. Но постепенно состав хора рос. В том числе и за счёт «угасающих» коллективов на предприятиях. Все предложения перейти на постоянную работу с хором в больницу или Сельхозтехнику, Виктор Васильевич отвергал, отвечая, что Сортавала нужен городской народный хор. В финале этой эпопеи пригласил людей в городской хор.
В феврале 1988 года заведующий отделом культуры Александр Гарамов попросил Егорова заменить директора Сортавальской детской музыкальной школы. А печальный опыт директорства в Чебоксарах просто криком кричал в уши нашему герою: «Откажись!»
– Но отказываться было неудобно. Гарамов приложил много усилий, чтобы нашей семье выделили квартиру. И мы уже в ней жили. Так что, даже просто из чувства благодарности…
Какое-то время пришлось совмещать работу с народным хором, хорами больницы и Сельхозтехники и директорство в музыкальной школе. Но как-то успевал.
Среди первых участников хора певцы были настоящие, народные – Людмила Тимофеевна Дюбина, Алла Михайловна Лесникова, Вячеслав Владимирович Ковалёв, Виталий Григорьевич Кисляков, Валентин Иванович Паршин... Люди яркие, самобытные.
1990 год. Первый выезд в Финляндию, в город Китее. К этому времени хор, как рассказал Виктор Васильевич, сложился количественно. В коллективе было 30-35 человек. Из них двенадцать – мужчины. А вот над репертуаром надо было работать и работать.
Коллектив народного хора был создан, как видно из нашего рассказа, по инициативе «сверху». Инициатором являлся тогдашний заведующий отделом культуры района Александр Гарамов. В период становления помогали и другие люди. Много дала хору Маргарита Леонидовна Бережная, тогда ещё совсем молоденькая девочка: святочные вечера, рождественские, посиделки. То есть, привнесла элементы театрализации. Для хора – это очень важно. Выступление начинает носить характер зрелища. Это – интереснее, это ещё больше захватывает зрителя и слушателя.
Помогали хору не только свои, здешние, коллеги. Виктор Васильевич сохранил связи и дружбу со своими преподавателями в Чебоксарах, сумел за годы приобрести и новых друзей.
Все эти годы хор связывает дружба с замечательным коллективом-ансамблем русской песни «Горница» из Новочебоксарска Чувашской республики, с его руководителем Валентиной Петровной Корыстиной, заслуженным работником культуры Чувашии и России.
Аркадий Устинов, заслуженный работник культуры РК (слева).
Неоценимую помощь в работе хора много лет оказывает Аркадий Геннадьевич Устинов, заслуженный работник культуры Республики Карелия, (и в изучении народных традиций, и в вокально-хоровой работе, и как автор хоровых обработок и аранжировок песен)…
Вообще, хоровой коллектив – сущность очень специфическая. От каждого участника зависит общий результат. Кто-то ходит на каждую репетицию, иной, пропустив репетиции, этот результат губит. У каждого свои пристрастия, мало того, – своё ви́дение исполнения, своя оценка качества собственного исполнения. Хор же состоит из людей, из индивидуальностей.
А ещё большую роль играет возраст артистов. С годами голосовые связки утрачивают природную эластичность, голос «стареет», но певец этого не замечает, считает, что в данный момент он поёт так же, как и 10 лет назад. Бывают, чего скрывать, и «звёздные заболевания», когда певцу важна только своя роль – роль «самого главного», «самого талантливого»…
И ещё одно, последнее. «Клуб для пообщаться». Не секрет, что многие участники хора по тем или иным причинам лишены полноценной возможности общения в повседневной жизни. Отдушина – хор. Там наговоримся. А руководитель коллектива пришёл именно репетировать. На «общение» им время не предусмотрено…
Эти факторы, что названы выше, и побудили Виктора Васильевича сделать хору предложение: неофициально разделиться на две группы – концертную и общую. Всё-таки, звание народного хора обязывает к высокому уровню музыкального качества. Впрочем, в предложении были и варианты. Например, отказаться от звания «народного хора» и стать клубом любителей песни. Сразу скажем: этот вариант хористов не устроил.
– Это был единственный вариант решения проблемы – неформально разделить хор на две группы. Одна, концертная, выступает на всех значимых концертах и конкурсах, другая, общая. В репетициях принимают участие все. А вот «пообщаться» – это во второй группе. Согласитесь же, когда нужно серьезное концертное выступление, когда надо отстаивать честь Народного коллектива, тогда выступает концертный состав. Но многие не согласились. – Егоров произносит всё это с горечью. – Вот тогда и ушла часть певцов в хор ветеранов. Это их решение. Они ушли, и я думаю, что, наверное, сделали правильно - прежде всего, потому что "ветеран" - это почёт и заслуженное уважение. И ветераны хора заработали этот статус своей жизнью.
Не сразу всё получалось. Но Виктор Васильевич из тех людей, что умеют и любят учиться. Учиться в любом возрасте, невзирая на собственную «маститость». И он учился. Например, в поездках, которые оказали огромное влияние на развитие хора, на встречах с другими коллективами.
– В Суйстамо на празднике Троицы мы любовались коллективом «Карельская горница» (руководитель Виола Мальми). Но не только любовались – мотали на ус.
Это был настоящий народный праздник, не как у нас городские праздники: людей понагнали, коллективов понагнали – и все. А там ансамбль – постоянный участник действия. Не просто – спели две песни, и ушли. Нет! Они все время в действии.
То же самое было в поселке Лендеры. У Нечаева, Лендерский народный хор. Этот праздник у них назывался «Лендерские гуляния» (90-е, наверное, годы). Вот эти две поездки были удивительные. В Лендерах вообще здорово было. Там хоры сходились в центр, на Красную Горку (в разных областях по-разному называют это место, где собираются все люди, односельчане, на праздники). И вот по одной улице мы идем, по другой – другие… А у нас тогда и хор-то многочисленный был, и Лендерский хор был большой. Потом собираемся вместе. Общий концерт на сцене, как положено. Следом застолье: чаепитие, столы огромные стоят… Праздник длился до утра.
Ездили к вепсскому хору в Шелтозеро на праздник «Древо жизни», на «Праздник семьи» в Колатсельгу. Везде зрелище, везде многообразие форм подачи. Школа. Обмен опытом. И совсем не то в городах.
– Эти праздники в городах везде одинаковые. Ну, артистов пригласят, ну, самодеятельность построят. Масса народу, пьют пиво… Были мы в Питкяранте, Юрьеве-Польском, Петрозаводске: то же самое. Где бы ни были – везде одно и то же. Я думаю, не надо так много коллективов приглашать – раз. Потом, приглашая коллективы, вы организуйте для них выступления, площадки. Ну почему именно на улице?
Много раз предлагал Дому культуры: давайте сделаем на День города концерт в самом Доме культуры, или каком-либо другом зале. Нет! Только на улице! Бесполезно. И стоят перед глазами замерзшие дети из коллективов, ожидающие, когда же подойдёт их очередь к выходу на площадку, кашляющие и хрипящие хоровики. А потом болеют… Ну, абсурд же!
И снова наш разговор скачет по разным темам. То Виктор Васильевич что-то вспомнит и начнёт новую тему. То мы его перебиваем, переводя разговор в новое русло. Заговорили про аккомпаниаторов. Надо сказать, что все эти годы Виктор Васильевич является не только руководителем, но и постоянным концертмейстером хора. Как бы два разных музыканта – в одном лице. Довольно редкий случай. Но при этом, он постоянно ищет и новый характер звучания аккомпанемента, привлекая других музыкантов. Работали с хором в разные годы Александр Тужиков и Жанна Потапова. Владимир Петрович Санников - талантливейший гармонист-самородок, практически все игравший на слух. Выступала с хором одно время и небольшая инструментальная группа: вместе с В.В. Егоровым (аккордеон) играли преподаватели музыкальной школы Тамара Геннадьевна Котова (домра), Тамара Николаевна Кашпур (балалайка), Надежда Федоровна Иванова (бас).
Участники хора и Владимир Санников (справа, с баяном).
Участники хора и ансамбль народных инструментов (сидят. Слева направо: Т. Кашпур, балалайка;
В. Егоров, аккордеон; Н. Иванова, бас; Т. Котова, домра).
Заговорили про инструментальный ансамбль – и невольно перешли к музыкальной школе.
– Народное отделение в нашей школе сейчас не имеет оркестра. Но школа без оркестра слаба, бледна. Вот в Питкяранте, к примеру, оркестр есть, сумели они его сохранить. Когда-то был и у нас в школе, был и городской… Оркестр выступал на днях культуры в Петрозаводске. А теперь?..
Оркестр – это очень большая высота для музыкальной школы, если есть оркестр, любой. А народный оркестр… Люди часто не понимают, пренебрежительно относятся к народной музыке, народной песне. Считают, что балалайка – это так же, как матрешка, символ России. Но СИМВОЛ же! А люди не понимают глубины той балалайки. И я вспоминаю того же Михаила Михайловича Анисимова, который к каждому народному деревянному струнному инструменту относился бережно, как к ребенку.
Бывает, смотришь фильм – и вдруг что-то так взволновало, душу защемило. Думаешь, что такое? Прислушался – елки-палки, музыка какая, балалайка играет!
Нам обязательно надо заниматься народными инструментами, поддерживать их. Если у нас не появятся домры и балалайки, то, конечно, оркестра не будет никогда.
Ансамбль народных инструментов Сортавальской ДМШ.
В финале принято говорить о достижениях. Поговорим и мы, хотя Виктор Васильевич воспринимает это очень неохотно, что можно списать на природную скромность.
– За последние лет шесть, может быть, у нас неплохие результаты были на конкурсах. Раньше я в конкурсах не участвовал никогда, и побаивался, и мне, честно говоря, интереснее на репетициях, чем где-то.
Вот последнее наше участие в конкурсе – в начале июня 2024 года в Выборге. Всероссийский конкурс. Мы стали лауреатами первой премии и получили гран-при. В итоге нас пригласили в Суздаль и в Питер – предложили на выбор две возможности. Но мы решили поехать в Юрьев-Польской, на фестиваль «Рябиновое ополье», там у нашего хора друзья.
В прошлом году были в Белоруссии, Витебской области, город Брацлав. Фестиваль назывался «Брацлавские зарницы». А в рамках фестиваля – конкурс, где мы стали лауреатами третьей степени. Это тоже неплохо, потому что там были очень приличные коллективы. В Великом Новгороде – лауреаты 1-й степени, как бы вершина. Но не для меня. В творческом плане я не скажу, что это была вершина…
А вершина для Виктора Васильевича Егорова – всегда впереди: новые концерты, новые встречи, очарования и разочарования. И постоянный поиск нового звучания «Русской песни». Работа. Трудная и интересная. Работа для нас с вами.
Навигация по проекту
- Страницы музыкальной истории
- От кантеле до оперы
- Продолжение (1940 – 2024)
- След в истории
- На других берегах