logo
panoraama 1 x 72

title left musik

 

 

 

 

Автор:

Светлана Колесникова

Опубликовано:

23 ноября 2024 года

Приладожье – родина рунопевцев

 

 

 

Говоря о культурном наследии Северного Приладожья, нужно отметить, что здесь долгое время бытовали карельские руны и жили сказители-рунопевцы. Не случайно памятник «Рунопевец», стоящий в центре Сортавалы, уже довольно долго считается брендом города. Благодаря исследованиям и выступлениям краеведов, музейных работников, библиотекарей, большинство сортавальцев знают, что прототипом «Рунопевца» стал Петри Шемейкка.

 

sis 08

 

В конце XIX в. значительно вырос интерес к народному творчеству в России. Но этот интерес несравним с подъемом национальной культуры в северо-западной части России — Великом княжестве Финляндском. Произошло это после выхода в свет карело-финского эпоса «Калевала», собранного и составленного в первой половине XIX в. финским ученым Элиасом Лённротом.

 

О существовании у карел и финнов песенной традиции известно с начала зарождения финской письменности. В середине XVI в. финский священник Микаэль Агрикола записал от крестьян несколько рун и перечислил ряд языческих богов, которые в этих песнях встречались. Агрикола, будучи церковным деятелем, осуждал всяческую языческую поэзию и боролся с ней, настаивая на искоренении народных песнопений, несовместимых с христианством*.

* Бубрих Д.В. К вопросу об этнической принадлежности рун «Калевалы» // Сто лет полного издания «Калевалы». Петрозаводск, 1950. С. 148.

Церковь приложила максимум усилий в борьбе с фольклорными традициями карел. Многие руны содержали заговорную и заклинательную поэзию, поэтому песни назывались «бесовскими». Еще в XVII в. за исполнение рун рунопевцев обвиняли в колдовстве, знахарей преследовали. Даже в путевых заметках собирателей фольклора в XIX в. можно встретить упоминание о том, что рунопевцы не называли своего имени из-за страха преследования властей.

sis 01

sis 01 a

На снимках знаменитый рунопевец Приладожья Петри Шемейкка

 

Интерес к фольклору карел появился задолго до рождения прославленного Элиаса Лённрота. Правда, собирателей было очень немного. В XVIII в. один из первых исследователей Хенрик Габриэль Портан (1739—1804) в своем труде «О финской поэзии» писал, что к фольклору нужно подходить с научной точки зрения. Правда, ученый сетовал на то, что народное творчество, в частности руны, сохранились лишь в самой глубинке Карелии, в южных и западных районах Финляндии они отсутствуют из-за соседства Швеции и усердия церковных деятелей в борьбе с язычеством*. Здесь мы не можем полностью согласиться с уважаемым ученым, так как позже стало известно, что как раз в южных районах Финляндии, т. е. в Приладожской Карелии и на Карельском перешейке еще в XVIII в. проживали крестьяне — носители древней рунопевческой традиции.

* Чернякова И.А. О чем не рассказал Элиас Лённрот. Петрозаводск, 1998. С. 10.

В 1803 г. первые записи древних песен сделал Сакари Топелиус-старший (1781—1831) (отец известного сказочника Сакари Топелиуса-младшего). Постепенно его записи пополнялись, и он издал их в пяти небольших сборниках. Песни он записывал от крестьян-коробейников из Карелии.

sis 11

Профессор Петербургского университета
А.И. Шегрен (1794—1855)

 

sis 12

Карл Алквист (1826 — 1889) — русский и финский поэт шведского происхождения, филолог, исследователь финно-угорских языков

 

sis 13

Даниэль Европеус (1820 — 1884) — финский фольклорист, археолог, этнограф.

Сбором песен в Финляндии и Карелии занимался и будущий профессор Петербургского университета А.И. Шегрен (1794—1855). В 1825 г. он сделал в Российской Карелии первые записи рун, которые вошли в многотомное издание «Suomen kansan vanhat runot». Благодаря встрече А.И. Шегрена с отбывавшим ссылку в Петрозаводске поэтом-декабристом Ф.Н. Глинкой, одна из рун «Вяйнямейнен и Еукахайнен», переведенная Глинкой на русский язык, была опубликована в 1828 г. в журнале «Славянин»*.

* Базанов В.Г. К истории знакомства с «Калевалой» в России // Сто лет полного из-дания «Калевалы». С. 179—180; Пашков А. М. Карелия и Соловки глазами литераторов пушкинской эпохи. Т. 1. Петрозаводск, 2000. С. 22—32, 111—115.

 

 

sis 10

Элиас Лённрот

Но, тем не менее, самым знаменитым собирателем стал Элиас Лённрот, который начиная с 1828 г. обошел всю Карелию. По Приладожью он совершил три экспедиции — в 1828 г. (это было первое путешествие Лённрота), в 1837-м и в 1841-м. После выхода первого издания «Калевалы» у Лённрота появились помощники-студенты. А. Алквист и Д. Европеус совершили экспедиции по Приладожью и Карельскому перешейку. Д. Европеус после двух экспедиций передал Лённроту 2800 стихов. Многие из них вошли во второе издание «Калевалы», появившееся в 1849 г. Сам не понимая того, Д. Европеус сделал настоящие открытия в народной культуре. Но он был молод и не так серьезен, как Э. Лённрот, не вел подробных дневниковых записей, поэтому его встречи с рунопевцами, к сожалению, не описаны. Однако именно Европеус стал первым из фольклористов, кто встретился с представителями древнего рода рунопевцев в деревне Шемейкка, что находилась между озерами Суйстамо и Толваярви, в которой он побывал осенью 1845 г. и в 1846 г.

В то время в Шемейкке жили в своих домах два старца — братья Яакко (Яков) (1761—1851) и Ливана (Иван) (1770—1853). У Якова и Ивана были сыновья, которые стали известными рунопевцами. От них Д. Европеус записал большое количество рун (примерно 52 стиха за две поездки). Эти записи были переданы Э. Лённроту.

В 1884 г. в эти места попали другие собиратели фольклора — Ялмар Базильер и братья Карл и Юлиус Кроны.

После знакомства с Калевальскими рунами возрос интерес интеллигенции к простым крестьянам, их жизни и творчеству. Многие исследователи хотели лично увидеть знаменитых рунопевцев, поэтому отправлялись в Толваярви и Суйстамо. Я. Басильер написал книгу «Шемейкки», где рассказал о роде рунопевцев.

Самым знаменитым из рода Шемеек стал Петри. Я. Базильер писал, что Петри был известным во всей Приграничной Карелии охотником на крупного зверя. В 1889 г. в журнальной статье, посвященной Шемейкке, О. Реландер писал: «Петри из рода Шемеек — старый, но крепкий седобородый охотник, охотно поет охотничьи заклинания и старинные песни»*.

* Haavio M. Viimeiset runonlaulajat. Porvoo; Helsinki; Juva, 1985. S. 180.

В 1892 г. в Приграничную Карелию «для близкого знакомства с природой и народом» приезжает финский композитор Ян Сибелиус. В Иломантси произошла встреча композитора с Петри Шемейккой, и, как вспоминал Я. Сибелиус, она стала самым ярким впечатлением от поездки, после которой он написал несколько музыкальных пьес, среди которых знаменитая «Сказка».

О Шемейкке начинают писать газеты. Слух о старце дошел до центральной Финляндии. Однако широкую известность П. Шемейкка получает во второй половине 1890-х гг., после выступления на Всефинляндском празднике песни в Сортавале. Тогда многие исследователи фольклора старались попасть в деревню Шемейкку, а молодой писатель Юхани Сестрем целое лето жил в бане у Шемеек и писал романтическую книгу «Под сенью тайги».

Все в Петри видели калевальского Вяйнямейнена. Кто же он такой —  Петри Шемейкка?

Петри родился в селе Шемейкка. В Суйстамских церковных книгах датой его рождения числится 1825 г., в Иломантси — 1821 г., в Корписелькя — 22 мая 1821 г. Петри вырос в родной деревне, но жил в соседнем селе Контро. Соседи рассказывали, что в голодные 1867—1868 гг. дом Шемеек обеднел так, что его пришлось продать, а все имущество семьи поместилось в одну лодку, на которой Петри перевез его в Контро. В 1880 г. Петри покупает дом в Мусусваара и привозит туда шесть дойных коров, телят и лошадь. В 1894 г. Петри покупает большой дом в Ристиваара близ села Елеля.

Рассказывали, что Петри смолоду был сильным широкоплечим мужчиной с окладистой бородой и честным лицом. Соседи говорили, что, еще живя в Шемейкке, Петри носил на спине 40 кг рыбы за 40 км в Яаловаару, обратно нес муку и другие припасы по каменистой дороге среди густого леса. Одно время Петри прирабатывал на добыче озерной железной руды. Он занимался земледелием, охотой, последнюю считал своей основной специальностью. В старости Петри рассказывал, что зимой 1845 г. добыл в лесах около деревни Шемейкка 40 оленей. Охотился он с ружьем, передвигаясь на лыжах. Когда его спросили, сколько всего оленей он убил за свою жизнь, он ответил, что не считал, но в ригу все вряд ли бы поместились. Кроме того, он завалил 10 медведей и 16 медвежат. Ружье его никогда не давало осечки. Правда, случались на охоте и острые ситуации. Однажды Петри свалился к медведю в берлогу, пришлось стрелять зверю в лоб. Другой раз пришлось убегать от медведя, уже наступавшего на лыжи охотника*.

* Haavio M.Op. cit. S. 187.

Руны Шемейкка знал с детства, слышал их от деда и отца. Но нельзя сказать, что он был великим рунопевцем, так как сохранились записи лишь 33 рун, записанных от Петри. Вспомним, что Архиппа Перттунен напел Э. Лённроту более 60 песен. Большая часть рун Шемейкки была заклинательного характера. Известно, что Петри с их помощью помогал людям от недуга, охотился, работал.

«Было необычно видеть, — писал фольклорист Вяйно Салминен, — как этот дремучий охотник кладет на колени кантеле, заскорузлыми, кривыми от тяжелой работы пальцами начинает перебирать струны и под мелодичную музыку с языка начинает литься песня, в которой сотканы все истории “Калевалы”»*.

* Haavio M.Op. cit. S. 188.

 

 

sis 02

 Приладожские рунопевцы на первом празднике песни в Сортавале.

1896 г. Иван Шемейкка, Петри Шемейкка, Иван Богданов-Вихантола, Пелагея Сотикайнен- Херойла, сказительница из Суоярви, Иван Херойла-Хярконен, Оксинья Куокканен и Аяскелъский Йехки

 

Современники рунопевца отмечали, что знаменитость Петри приобрел благодаря прекрасной игре на кантеле, а также своей мифической внешности, схожести с образом Калевальского Вяйнямейнена. После праздника песни 1896 г. Шемейкка в 1900 г. побывал на Всефинляндском празднике в Хельсинки. В 1906 г. на очередном празднике песни в Сортавале рунопевец вновь поразил зрителей своим мастерством.

Финский скульптор Алпо Сайло, вдохновленный пением рунопевцев на празднике песни, решил вылепить 10 скульптурных портретов в серии «Рунопевцы». Среди них был и портрет Петри Шемейкки. В 1908 г. А. Сайло приехал к Шемейкке, фотографировал его и рисовал портреты рунопевца. Однако Петри к этому времени сильно постарел, ослеп, уже не охотился и проводил дни в ожидании конца жизни. Сайло подарил Петри кантеле, но тот сказал: «Мои песни спеты, музыка сыграна, пускай поют молодые»*.

* Ibid. S. 191.

Петри Шемейкка умер 11 апреля 1915 г. в возрасте 90 (95) лет. Причитала над телом его 90-летняя жена Маура, вышедшая замуж за Петри в возрасте 17 лет. Проводить рунопевца в последний путь и возложить цветы на его могилу на кладбище в селе Олеля приехали студенты Хельсинкского университета.

Рунопевческий род Шемеек прославлял и двоюродный брат Петри — Иван (Ливан) Шемейкка. Он родился 21 августа 1843 г. в деревне Шемейкка. В родном доме прожил 20 лет, затем переселился чуть западнее родных мест, в Муанто, и прожил там всю жизнь.

 

sis 14

Скульптор Алпо Сайло

 

Как и Петри, Иван был охотником. Еще в молодости на охоте он повредил ногу, поэтому быстроты Петри ему недоставало. Но славился он своим бесстрашием. Рассказывали, что однажды раненый медведь встал перед Иваном на задние лапы. Ружье было не заряжено. Иван не растерялся, прочитал заклинание: «Чистый лес, не нападай на меня!», и медведь ушел.

В 1884 г. основатель методики территориальных исследований истории, или финской методики исторических исследований, Юлиус Крон и фольклорист Ялмар Базильер встретились с Иваном, записывали его песни и заклинания. В 1888 г. его песни записывал О. Реландер, а в 1897 г. — А. Борениус. Иван пел хуже брата, поэтому был всегда в его тени. Но охотничьих заклинаний Иван знал больше.

Иван Шемейкка участвовал во Всефинляндских праздниках песни 1896, 1900 и 1906 гг. Летом 1906 г. его вместе соседом Иваном Ойнола пригласили на сельскохозяйственную выставку в Куопио, откуда они отправились в турне по городам Финляндии. В 1907 г. Иван выступал на конгрессе «Ухтинской Карельской общины», где имел большой успех.

 

sis 04

Иван Шемейкка

 

Несмотря на тяготы крестьянской жизни, человеком он был веселым, дружелюбным, с постоянной улыбкой на лице и кантеле под мышкой. Умер Иван Шемейкка 11 марта 1911 г. в Хельсинки, куда приехал на Калевальский праздник. Гроб с его телом провожать на железнодорожный вокзал Хельсинки пришли сотни любителей «Калевалы», деятели финской культуры и студенты.

Изучая архивы Д. Э. Д. Европеуса и А. Алквиста, финский ученый-фольклорист XX в. Ю. Крон с огорчением замечал, что носители народной культуры — рунопевцы и сказители — достойны большей известности. Так, при исследовании наследия Д. Европеуса Ю. Крон шаг за шагом продвигался по местам его путешествий и определял, где и какие руны он мог записать.

Многие рунопевцы в начале XX в. отходят от крестьянского труда и начинают путешествовать с целью заработать денег выступлениями перед публикой. Аксинья Мякиселька из Суйстамо, исполнявшая руны и лирические песни Калевальской тематики, дошла со своими концертами до Германии.

Иван Ойнола из Суйстамо считался последним из «странствующих» рунопевцев. Он совершал многочисленные поездки по различным городам Финляндии, выступал на праздниках, в школах и даже на частных вечерах.

Матрена (Матой Платтонен) из Суйстамо выступала в качестве представительницы Финляндии в Венгрии на конгрессе финно-угорских народов.

В Суйстамо сохранились могилы Матой Платтонен и Ивана Ойнолы. Их мы обнаружили, совершив в 2006—2007 гг. экспедицию на места проживания рунопевцев. Памятные плиты на могилах, установленные в начале XX в. на общественные средства, находятся в относительно хорошем состоянии, так как бывшие финские жители Суйстамо ежегодно приезжают сюда из Финляндии и следят за порядком на двух суйстамских кладбищах, где похоронены их предки и прославившие их край земляки-рунопевцы.

Огой Мяяринен из Суоярви была первой из выступавших в 1935 г. на неделе, посвященной 100-летию «Калевалы» в выставочном зале («Мессухалли») в Хельсинки. В том же юбилейном году она была приглашена в Сортавалу на праздник песни, чтобы спеть в курной избе в парке Ваккосалми.

Уроженка Ляппясюрья (Суоярвский район) Матрена Куронен обладала талантом исполнителя и хорошей памятью, прекрасно исполняла причитания, заговоры, руны, легенды о святых и сказки. Она выступала на праздниках песни в Сортавале и Хельсинки.

В Рауталахти, близ Сортавалы, проживали рунопевцы Ваннинены. Издревле они считались и отличными певцами, и умелыми знахарями. Говорили, что знахарскому мастерству основатель рода научился в Лапландии, где прожил три года. Последним рунопевцем, знахарем, а также отличным сватом в роду был Онтрей Ваннинен (род. в 1805 г.), последние свои годы проживавший в деревне Ваккосалми (ныне местечко Тункула в Сортавале).

Многие сортавальцы помнят, как в 1990-е гг. по городу прогуливался «настоящий» Вяйнямейнен. Это был уроженец острова Тулон Самппа Уймонен. Его считают последним приладожским рунопевцем.

Первый предок Уймонена появился в Северном Приладожье на острове Тулон, находящемся в Ладожском озере, в 1714 г. Его звали Макс Уймон, что означает «пловец». Позже фамилия изменилась. Самппа Уймонен родился в 1927 г. После советско-финской войны он уехал в Финляндию. А когда в 1990-е гг. появилась возможность посещать родные места, он стал часто бывать здесь и очень подружился с сортавальским художником Кронидом Гоголевым.

Самппа не был профессиональным музыкантом, но с 1970-х гг. начал популяризировать Калевальские руны, выступать в различных местах Финляндии, играя на кантеле и исполняя древние песни. Умер Уймонен в 2001 г. Похоронен он в Хейнониеми.

Всех имен не перечислить. И все это еще раз доказывает, что не только в Беломорской Карелии была распространена рунопевческая традиция. В Северном Приладожье было также достаточно знатоков рун.

В начале XX в. интерес к рунопевцам растет среди широких кругов интеллигенции Финляндии. С конца XIX в. организуются праздники песни, в которых участвуют и крестьяне-рунопевцы. В Сортавале таких праздников было четыре — в 1896, 1906, 1926 и 1935 гг. В год столетия «Калевалы» (1935) юбилейный праздник песни, посвященный такому грандиозному событию, не случайно состоялся здесь. После отделения Финляндии от России в 1917 г. в Русскую Карелию проход был закрыт, а Приладожье осталось единственным местом, где можно было и увидеть рунопевцев, и познакомиться с многообразием карельского фольклора. Сортавальский городской Совет после праздника песни 1926 г. задается целью увековечить память рунопевцев. Сортавальцам и гостям города в 1920—1930-е гг. предлагался популярнейший в то время маршрут по рунопевческим деревням. Близ озера Толваярви на пути данного маршрута в 1929 г. была установлена памятная плита, надпись на которой гласила: «Странник, остановись! Духи лучших людей твоего племени взывают к тебе из прошлого!»

Было принято решение поставить в городе памятник рунопевцам. После разбора различных вариантов пришли к единому мнению, что прообразом памятника должен стать колоритный Петри Шемейкка, внешность которого полностью соответствовала представлению народа о мифическом Вяйнямейнене. Начали сбор средств на памятник, который предстояло создать скульптору Алпо Сайло, уже обращавшемуся к теме рунопевцев. У мастера остались портреты и фотографии Петри, сопоставив которые с портретом Леонардо да Винчи, Сайло заявил, что внешне они похожи и «оба обладают умом и духовной силой»*. Памятник создавался на деньги, собранные городом после Всефинляндского праздника песни 1926 г. и завещанные городским судьей К. Бергом (25000 финских марок). Сайло выполнил памятник в виде фигуры старца с кантеле на коленях, сидящего на медвежьей шкуре. Фигура была отлита из бронзы и установлена на постамент из сердобольского гранита на одной из площадей Сортавалы.

* Haavio M. Op. cit. S. 184.

Памятник открыли торжественно — в первый день праздника песни, посвященного столетию карело-финского эпоса «Калевала», — 29 июня 1935 г. Памятник был назван «Рунопевец» и поставлен в честь всех рунопевцев Приладожья в благодарность за сохраненные веками народные сказания, прославившие карело-финский народ.

 

sis 15

29 июня 1935 г. Открытие памятника «Рунопевец» 

 

Многие исследователи (например, Д. В. Бубрих), занимаясь поиском географического нахождения мифической Калевальской земли, склонялись к версии, что находилась она не где-нибудь на севере Карелии, а именно здесь, в Северном Приладожье. В рунах есть упоминание о неком море Alue (из Aludeh, Alodeh — прибалт.-финский вариант). Это, конечно, Ладожское озеро (русское слово Ладога образовано от Aldoga). Издревле Ладогу за ее размеры и бурный нрав называли морем. А пороги, которые упоминаются в рунах, это не что иное, как водный путь через реки, который также известен с незапамятных времен*. А по мнению Марти И. Яатинена, легендарная Калевала — это место в Эстонии, где сейчас находится город Таллин (из старого названия этой местности Qalevan). Но ведь это тоже спорное утверждение. Тем более что у самого же М. Яатинена есть версия, что ритм рун рождался на Ладоге — крестьяне гребли, сопровождая свое путешествие пением**.

* Бубрих А.В. К вопросу об этнической принадлежности рун «Калевалы» // Сто лет полного издания «Калевалы». С. 149.

** Яатинен М. История строительства г. Сортавала. Ювяскюля, 2000. С. 7.

Можно склониться к мысли, что древние сюжеты карельских рун, которым, по мнению ученых, около 5000 лет, зарождались именно на Приладожской земле. Но в связи с продолжительным шведским господством и гонениями церкви, крестьяне — носители традиции — были вынуждены бежать. Часть из них дошла до севера Карелии, часть до Беломорья. Поэтому уже в XIX в. Э. Лённрот смог записать в нынешнем Калевальском районе намного больше рун, чем в Северном Приладожье. Кстати, до 1963 г. поселок Калевала носил название Ухта.

Все сказанное, несомненно, усиливает актуальность изучения и популяризации рунопевческих традиций в Северном Приладожье. Музею предстоит провести дальнейшую исследовательскую работу в районе Суйстамо — Толваярви, в результате которой будет создан новый туристический маршрут, что привлечет большее количество туристов в наш регион.

Image

Публикуется по:
Сортавальский краеведческий сборник, выпуск 2

Материалы II Международной научно-практической краеведческой конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения известного музейного деятеля и краеведа Северного Приладожья Т.А. Хаккарайнена и 375-летию Сортавалы.
Петрозаводск, Издательство ПетрГУ, 2008

Приладожье – родина рунопевцев (с. 146-154)

Контакты

Электронная почта serdobol-almanah@yandex.ru
lugovskoj52@mail.ru
Телефоны +7 911 663 60 85
+7 921 012 07 91

Наша группа в ВК

modVK 3 footer

Политика конфиденциальности

 

Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.