logo
panoraama 1 x 72
Сергей СУЭТОВ: «Я никогда не писал песен в стол»

Сергей СУЭТОВ: «Я никогда не писал песен в стол»


 

 

Июнь 2021

Сергей СУЭТОВ: «Я никогда не писал песен в стол»

Культурная жизнь бьёт ключом не только в столице Карелии. Есть люди, которые посвятили свою жизнь детям. Без таких замечательных личностей, как композитор Сергей Суэтов из Сортавалы, мир стал бы беднее.

 

logo muzВ прошлом году Сергей Суэтов, композитор, автор детских песен, почетный гражданин города Сортавалы, отметил 70-летие. Город приветствовал своего композитора так горячо, как обычно чествуют национального героя. Я не преувеличиваю, видеоролик это подтверждает.

Сергей Суэтов полон жизненных сил, энергии, по-прежнему руководит детским Театром песни. Именно Суэтов – инициатор и бессменный руководитель республиканского конкурса «Маленькие звездочки», который прошел в Сортавале уже в 30-й раз. Его ученики и друзья отзываются в соцсетях об учителе и друге с любовью: «Позитивный человек, такой добряк, смешнючий, интеллигентный, наш маэстро»!

Где черпает оптимизм замечательный педагог и музыкант? Чем он живет? О чем вспоминает? Об этом наша беседа.

– Вы работаете с детьми много лет и знаете, что в подростковом возрасте мальчики начинают предпочитать музыке футбол. С вами такого не случалось?

– В моем случае это был хоккей, но родители – профессиональные музыканты – поставили ультиматум, и хоккей пришлось оставить. Когда дома собирались гости, среди которых практически все были музыкантами, родители нажимали на клавиши, а я бойко отвечал, какая это нота. Я был свыше одарен музыкальным слухом, они гордились моими способностями, потому-то у меня не было никакого другого шанса, как только стать музыкантом. Никуда от этого было не деться. К тому же за стенкой в коммунальной квартире жила моя учительница музыки Екатерина Карловна Рикконен, чуть ли не член нашей семьи.

А соседями были, в это трудно поверить, легендарные люди того времени. Имена их теперь на слуху. К композитору национального балета «Сампо» Гельмеру Синисало, который жил этажом выше, мы ходили смотреть телевизор. Он у него у первого появился. На первом этаже жил Григорий Ильич Цвибель, прекрасный пианист. Летом он обожал музицировать, а мы заслушивались его игрой.

– Видела документальный журнал «Советская Карелия», где вы запечатлены семилетним мальчиком на уроке музыки вместе со своим педагогом. Любопытно вернуться в прошлое! А как случилось, что вы занялись композицией?

– Когда в музыкальном училище появился Геннадий Алексеевич Вавилов, молодой и горячий, он организовал класс композиторов. Года два я у него занимался, теоретически это, конечно, меня обогатило. В то время в Музыкальном училище имени Раутио работали потрясающие преподаватели, такие как Олег Рудаков, которого мы безумно любили, Эдуард Зондерегер, бывший тогда первой скрипкой в оркестре, Надежда Вильчинская, Кир Рожков. В области профессии они были такими специалистами, что лучше не бывает.

– Какая музыка звучала в вашем доме?

– Родители после ансамбля «Кантеле» какое-то время пели в военном ансамбле в Германии. Привозили нечто современное западное: тогда мы, дети, стали уже взрослее, и нам это было интересно. Тогда уже «Битлз» появился, джаз. Иногда, чтобы голос проверить, мама могла запеть какую-нибудь арию. Родители были крепко связаны с той компанией музыкантов, что жила в Петрозаводске. Помню, как отец распевал песню со словами «Петрозаводские ребята, замечательный народ». Кажется, то была песня Абрама Голланда. Они тогда записывали ее на радио.

– Пробовали ли вы себя в других жанрах, кроме песни? И почему вы стали автором детских песен, как пишут?

– Конечно, я пытался писать фортепианные пьесы, но то был ученический опыт. Когда после нашего вояжа по стране – а мы с женой как музыканты объехали практически весь Советский Союз – вернулись в Карелию и осели в Сортавале, где жили ее родители, я начал работать с детьми. И вот тогда-то и стали рождаться песни. Искать песни было сложно, интернета же не было и легче было написать песню самому для своего коллектива, чем где-то искать. А сколько их написал, уже и не помню... Мне очень нравился сам процесс, ведь я никогда не писал в стол: написал песню, и она тут же звучит на очередном концерте, конкурсе или фестивале!

– Какой должна быть песня, чтобы стать популярной?

– Это трудно сказать... Вот в 90-е мы с Евгением Пекки написали песенку «Шел по лесу музыкант». Совершенно неожиданно она стала очень популярной. У нее на youtube сейчас 700 тысяч просмотров. А раньше песни распространялись через песенные детские конкурсы или позже через диски –  это было обычным делом.

В Карелии меня многие педагоги знают, мои песни дети поют и – хорошо! К моему юбилею в республиканском конкурсе «Маленькие звездочки» была номинация «Песни Суэтова». Дети спели штук 40 моих песен! Что еще нужно для радости композитору? (Сергей смеется.)

– Что вы сами любите слушать? Концерт какого исполнителя вы бы точно не пропустили, если бы он приехал в Сортавалу?

– Люблю слушать пианистов! С удовольствием пошел бы на великого Григория Соколова. В Сортавалу-то никто не приезжает, конечно! Но мы иногда выбираемся на концерты в Санкт-Петербург и в Петрозаводск. В Музыкальном театре слушали недавно новую оперу «Карельский пленник». Очень яркая работа, качественная! Роскошный хор! Прекрасные солисты! Музыка оставила хорошее впечатление! Интересно, что опера написана на материале, так сказать, местном.

– Кто ваши соавторы в создании песен? Как вы находите поэтов – среди тех, кто пишет стихи для детей?

– Ольга Ермакова, Евгений Пекки – оба уехали в Финляндию, к сожалению. Много песен я написал совместно с Инной Балакиревой. В последнее время написал несколько песен с поэтом из Челябинска Михаилом Придворовым. Он чем-то напоминает мне Хармса, такое у него потрясающее чувство юмора. С каждым поэтом рождается что-то свое, особенное, благодаря индивидуальному чувству ритма стиха, звучанию слова, интонации. Одну песню о Карелии написали с Еленой Пиетиляйнен.

– Сортавала, насколько я знаю, город музыкальный...

– Да! Сортавала вообще полна творческими людьми! Когда-то еще при финнах здесь проводились фестивали песни – какие характерны для Эстонии. Мне кажется, эта музыкальная и песенная аура сохраняется в городе по сей день. После того как меры по карантину ослабили, на городские площадки не попасть: все хотят петь, играть, танцевать! Мне вообще Сортавала нравится больше, чем Петрозаводск. Он очень уютный, построен по другим принципам, для людей, для жизни. Вокруг сопки, а внутри долина - теплая, без ветров. Мне повезло: мы живем в самом центре в чудесном деревянном финском доме 1893 года.

– Вашему жизнелюбию можно позавидовать! Где вы черпаете вдохновение?

– Сейчас у нас в Театре песни занимаются около 40 детей. Меня радует, что мы с женой работаем с детьми. Особенно, когда в студию приходят малыши. У них немыслимая энергетика! Именно от них у нас желание жить и творить! Мы умиляемся этим крохам. У меня в театре есть девочка пяти лет. Какой это ребенок, Боже мой! Неугомонная, но очень одаренная. И слушается, и продуктивно занимается все занятие. Выходишь после такого урока просто счастливым!

А еще у нас есть Ладожское озеро! Мы с женой часто ездим рыбачить. И это тоже ни с чем не сравнимое удовольствие!

03 suetov

 

 

 

 

fon 3 komm

Комментарии


 

 

 

Контакты

Электронная почта serdobol-almanah@yandex.ru
lugovskoj52@mail.ru
Телефоны +7 911 663 60 85
+7 921 012 07 91

Наша группа в ВК

modVK 3 footer

Политика конфиденциальности

 

Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.