(Песня о времени. Диско-спектакль «Алиса в стране
чудес». Автор и исполнитель – Владимир Высоцкий).
Время – странная и непонятная сущность, хотя мы живём в ней. Мы научились её измерять, эту сущность, поделили на дни, недели, месяцы и годы. И даже назначили четвёртым измерением. Однако и самые маститые учёные не знают, по сути, что такое время. Даже они только гадают и предполагают…
Наука же, тем временем, двигает прогресс. А плоды прогресса… ох, уж, эти плоды! Гаджеты, виджеты, игрушки… Сплошь одни соблазны.
И мы, простые, не обременённые знаниями, с великим удовольствием пользуемся этими плодами.
«Что, интернет – источник знаний? Шутишь, друг! Там такие сериалы! А ещё игры: стрелялки, бродилки. Да та же «Косынка», как раз, для таких, как ты. Пробовал?»
И ты пробуешь. Зависаешь в сериале, убиваешь в Фаркрае, спешишь в ночной клуб на встречу с такими же, как ты. Смертную тоску гонишь текилой и оглушающими басами из ближних динамиков.
Мы научились растрачивать это самое время. Не все, конечно, но большинство. Убивать его. Бессмысленно тратить.
Но время уже расписало твою жизнь по строгому графику: 7 лет на детство, 11 – на школу, 5 – на ВУЗ. Согласись, дружище, это щедрый график, где всё по силам каждому и любому.
Но ты убивал время. И твой поезд идёт уже по другому расписанию. В этом расписании нет станции «Любимая работа», да и конечная слишком уж приблизилась. А в голове время от времени звучит вокзальное объявление: «Ваш фирменный поезд «Жизнь» отстаёт от расписания. Ожидайте».
И ты ждёшь. Ждёшь всю свою промозглую жизнь то ли щуку из волшебного колодца, то ли волшебную палочку из Лавки Олливандера.
Выбор пути
Итак, Даша. Даша Чухрай. 17лет.
Даша. Мне было года два… Мама купила пальчиковые краски и бумагу, позже инструменты стали более разнообразными. Также и моя воспитательница в детском саду, Ольга Николаевна Ярыгина, которая рисует для души до сих пор, повлияла на мой интерес к творчеству. Вот это всё и сложилось в увлечение.
Родители заметили, что мне нравится рисовать и решили отдать меня в Дом творчества детей и юношества. Увы, я оказалась слишком мала по возрасту. Но мама с папой нашли выход: к нам домой стала приходить моя первая преподавательница – Нина Александровна Черникова. Мы рисовали в основном натюрморты и, конечно же, игрушки.
Нина Александровна сумела направить меня, превратив рисование в какой-то главный ориентир. И через два года я пошла в Дом творчества – это был второй класс школы. И только в этом году (2023) я оставила занятия в Доме творчества. (Прим. автора. Это был её 11-й класс).
Кроме того, параллельно я училась в музыкальной школе. С 5-и лет до окончания 7-го класса. С этого момента свободного времени стало больше. И я пошла в Художественную школу, где прозанималась года два у Оксаны Николаевны Тучковой. Она дала мне основы техники живописи, особенно в акварели. И ещё там я впервые узнала об Академии Штиглица, куда я сейчас поступила.
Собрала сведения об Академии решила, что я хочу стать художником-иллюстратором. Но позже моё решение изменилось. В 10-м классе я случайно связалась с одним из преподавателей Академии, и та посоветовала мне поступить сначала в колледж имени Рериха. Колледж – как бы трамплин для поступления в академию. Я согласилась с тем, что так будет проще: у нас город маленький, в нём трудно подготовиться.
Но потом изменила свое решение. Из академии я сразу выхожу специалистом, а из колледжа – снова иду учиться в академию. Это довольно долгий путь, трудный не только для меня, но и семьи. И вообще, академия была моей мечтой, можно сказать, с детства, поэтому я решила не предавать мечту.
Из ранних работ
За полтора года до поступления я начала готовиться на подкурсах с преподавателями из академии, в том числе, онлайн. Некоторые преподаватели работали с такими, как я, чуть ли не круглосуточно. Эта подготовка давала не только навыки, но и понимание. Например, раньше я не знала, насколько важен академический рисунок. Но на этих занятиях понимание пришло.
И еще немного о выборе – когда я собиралась в колледж, выбрала профессию иллюстратора. Но окружающие советовали стать реставратором. И это мнение оказало на меня сильное давление. Я уже почти согласилась с ними. Но успела прийти к своему нынешнему убеждению: сохранять и хранить это, конечно, интересно, но во много раз мне ближе – создавать.
Так я переключилась на графический дизайн, открытки…
А в академии появилось новое направление – motion-design (моушен-дизайн).
И я решила поступать на эту специальность. Выбор для меня очевидный – направление сочетает в себе как графический дизайн, так и мультипликацию, что расширяет сферу деятельности. Поступить удалось, теперь буду учиться.
Договор со временем и профессией
(Фрагмент большого интервью)
В каком году Вы пошли в школу?
– 2012 год, школа №1 города Сортавала. А в этом, 2023-м, я её окончила.
– Награды в школе?
– Золотая медаль.
– Откуда Вы брали время? Отличная учёба требует времени. Увлечение живописью съедает его почти столько же. Занятия в музыкальной школе – опять оно. Наконец, общественная жизнь… Может быть здесь, в Вашей комнате, где-то под кроватью скрыт источник дополнительного времени? Или его замедлитель?
– Его просто не хватало. Но я старалась распределить время и составить расписание. Еще в начальной школе мой день состоял из подобного порядка: занятия в школе, после – ДМШ, потом студия в Доме творчества или спортивные занятия, дома – уроки, задания по музыке. И я почти всегда всё успевала. Со временем, получается, договорилась.
– Но Вы не превратились при таком жестком следовании формуле в робота. А погулять, просто поболтать с подругами часок другой, сходить на дискотеку?..
– Мои друзья тоже были нацелены на образование. И все эти, как Вы их назвали «аппетитные штучки», мне были не особенно интересны. Мне хватало общения с друзьями в музыкальной школе, в студиях. Тем более, это общение всегда почти касалось любимого дела.
– Можно неожиданный вопрос: Вы акварель ели? – Спрашиваю, вспоминая свою молодость, ибо акварель, а потом и гуашь, я ел. Правда, в небольших дозах.
– Ну, конечно! А кто из рисующих её не пробовал? Ела… У меня ещё появилась привычка, правда, не знаю откуда – я облизываю кисточки…
И я вспомнил это – порой, беличьей или колонковой кисти надо придать совершенно тонкую тонкость на кончике. И тогда, да, берёшь кисть в рот.
– Любимые инструменты?
– Кисть, бумага, акварель.
– Жанры?
– Люблю рисовать в разных жанрах. Мне нравятся и сюжетные истории, и создание персонажей, архитектура. Как историческая, давняя, так и современная.
Сложнее с натюрмортами. Я их слишком много рисовала в течение учебного года. Наверное, поэтому они мне немного поднадоели. А ещё люблю рисовать человека. Конструктивные рисунки.
– А любимые работы среди своих. Назовёте?
– Одна из любимых работ – вот эта. Она мне открыла путь в акварель. Лето прошлого года.
– Но это же нелюбимый Вами натюрморт!
– Но зато это – любимая акварель. Эта работа стала для меня прорывом к акварели. Да и не имею я ничего против натюрмортов. Просто их в этом году было слишком много.
Это, вообще-то, копия. Я её рисовала с натюрморта акварелистки Анны Ивановой. А близка мне как раз тем, что она стала прорывом. Я тогда попробовала новую для себя технику – писала её по влажной бумаге.
Копия натюрморта "Белые кувшины" Анны Ивановой.
– А вот эта работа тоже значима для меня. Это был первый заказ от отеля «Рантала». Рисовала его этой зимой, в декабре. Потратила времени около недели в сочетании с уроками, подготовкой к экзаменам. Приходилась работать ночами. Сначала это была акварель, но позже я преобразовала в вектор. То есть, это уже компьютерная графика. Графический планшет и Фотошоп.
Rantala Табио - лесной дух
– А моя любимая – вот эта.
– Мне она тоже нравится. Но душа лежит к другой – «Город Сортавала летом».
– А давайте сменим тему. Совсем чуть-чуть. О друзьях. Кто самый большой друг?
– Подруга. Вика Каримова. Близко общаемся с 6 класса. А вообще вместе учились с первого. Был довольно большой перерыв в общении – судьба развела по разным школам. Но вот как-то встретились и поняли, что обе ужасно скучали. А теперь вот поступили, переезжаем в другой город. Вика поступила в академию имени Герцена. Станет педагогом, историком.
Конечно же, у меня есть ещё друзья, но Вика – самый близкий.
– А что для Вас значит слово «дружба»?
– Тяжёлый вопрос…
Это решение и каких-то больших и маленьких проблем, которые касаются кого-то из нас. Это, как говорили раньше, «понятие круглосуточное». Я могу к ней обратиться в любое время суток. И она не только ответит, но и поддержит. Или предостережёт. А ещё дружба – это искренность.
– Качества человека со знаком «плюс»? «Минус»?
– Доброта. Целеустремлённость. Сила характера, стержень. При этом человек не должен идти по головам, то есть – доброта.
Ненавижу, когда целеустремлённые идут по головам. А ещё мне не нравятся люди слабохарактерные, те, кто ни к чему не стремятся, не знают, чего хотят, но, при этом, не пытаются найти себя.
– А что такое ложь?
– Врать, прежде всего, нельзя самому себе. Кто врёт себе, тот будет врать другим.
– Хочу спросить о мультипликации. Ведь это довольно прямо связано с Вашей будущей работой.
– Безусловно, мне нравится советская мультипликация. Замечательные фильмы – «Ёжик в тумане», цикл про Простоквашино я обожаю, «Винни Пуха». Я, в своё время, зачитывалась этими книгами. А они были с иллюстрациями, отсюда, наверное, тоже пришла любовь к рисункам.
Современные мультфильмы мне тоже нравятся. Помню, была ещё маленькой, вышли «Смешарики». Этот сериал - один из любимых на протяжении многих лет. А ещё на отношение к нему оказало то, что он сделан с помощью компьютерных технологий, в 2D анимации. Это явление нечастое, когда в 2D анимации есть душа.
– Практически всю жизнь Вы прожили в Сортавала. Что он для Вас? Насколько близок? Или, может быть, далёк?
– Близок, конечно, близок. Здесь было детство, здесь – друзья и воспоминания. А воспоминания, они в каждом доме, крышах, стенах, старых окнах.
– А мама? Она для Вас друг или?..
– И друг, и старший товарищ. И, конечно же, мама. Она умет поддержать, когда трудно, посоветовать, когда на распутье.
Второй альбом
Взгляд мамы
Получалось неполно, и я поговорил со Светланой Юрьевной – мамой Даши. Вот что она мне рассказала:
Даша в самом глубоком детстве была очень любопытна и любознательна. «А это зачем? А как? Для чего?» – и ещё сотни и сотни вопросов.
Краски в руки попали почти случайно. И она стала рисовать. Рисовала постоянно. Но любила и другое, то, что надо было делать руками. Выпиливала лобзиком и дарила свои изделия, занималась керамикой, вязала. Но, при этом, всегда рисовала.
Где-то около 12-и лет начала участвовать в конкурсах. Конечно, ей, как любому ребёнку, нравилось получать призы. Но главным оставалось – создавать.
А в двенадцать участвовала в конкурсе, где главный приз – поездка в Артек. Верили – не верили, но она заняла одно из первых мест, и Артек состоялся. Это было в 2018 году.
И ей там понравилось настолько, что она решила поехать ещё раз. Нас в известность о своих планах не ставила. Это был её эксперимент «другого пути». Что она сделала – все свои дипломы загрузила в специальную программу. А некоторое время спустя рассказала нам: «Вот, мне тут позвонили и сказали, что я могу поехать в Артек…» И вот, вторая поездка. В марте двадцатого года. Рада была страшно.
А нам с папой стало понятно окончательно, что дочь может совершенно самостоятельно сделать что-то серьёзное, добиться своего.
Дальше – больше. Настала «Большая перемена». И тоже конкурс. Необходимо создать проект. Но проекту нужен был руководитель. Хотя бы формальный. И она обратилась к Нине Александровне Черниковой (изостудия «Капелька»). Та согласилась. Но, в общем-то, Даша делала проект самостоятельно.
Всем известно, что Сортавала называют энциклопедией архитектуры. Даша связала архитектуру и историю с рисунком: создала макет стелы в виде карты, нарисовала некоторые интересные здания города, которые стали кнопками на ней. После нажатия кнопки звучала аудиоинформация о памятнике. Свою идею Даша предложила раньше, чем те, что сегодня существуют, работают.
С этим проектом она вышла в полуфинал конкурса. Потом – поездка в Ярославль, там кураторы в процессе общей работы наблюдали за участниками, давали оценки почти каждому их шагу. Учитывалось всё, по-моему, даже мимика.
Результат сразу не объявляли, документы много позже приходили домой.
В финал Даша не попала, увы. Но не расстроилась. А ей не хватило всего 10-и баллов. Этот проект она представила на городскую сортавальскую конференцию, что состоялась на базе информационно-методического центра. Получила диплом муниципальной конференции проектных и исследовательских работ «Заяви о себе».
На эту идею обратил внимание отец Андрей, настоятель Никольской церкви. Проект был немного преобразован, и так в нашем городе появились три стенда с QR-кодами, рассказывающими об истории зданий.
…В следующий раз Даша снова участвовала в конкурсе «Большой перемены». На этот раз дочь работала совсем без руководителя. И снова поехала в Ярославскую область. И, если в прошлый раз ей не хватило 10-и баллов, то в этот – всего одного. В это время наступила пора подготовки к ЕГЭ – период очень ответственный.
Неудача Дашу не сломала. Эта практика показала ей, что она МОЖЕТ, что надо идти дальше. А наградой за успешное участие она получила приз – поездку в Москву. Декабрь 2022 года. Программа была интересной – музей Толстого, парк в Зарядье, Государственная Дума. Ну и, конечно, встречи с известными и интересными людьми.
***
Ошарашивающее изобилие. Конкурсы. Понятное дело, связанные с живописью, мультипликацией и т.п. Но тут и литературные, и музыкальные (они просто не вошли в этот текст – слишком большой объём).
Две поездки в Артек (в мои времена – мечта каждого школьника). Да и теперь тоже, наверное, многие мечтают. Артек, конкурсы, сопровождающие их форумы и встречи – это новые знакомства, новые друзья по всей стране. Кстати, поездки в Артек – результаты именно этих конкурсов.
А за всем этим – работа. Времени (а как же без него!) не хватает. Приходится работать ночами. А ещё заказы от предприятий, которые надо исполнить ко времени.
Станет ли Даша Художником? Надеюсь, что станет. Впереди жизнь. И Время. А она с ним договорилась.
Комментарии