logo
panoraama 1 x 72
Уно Вернер Уллберг, архитектор
Уно Вернер Уллберг, Википедия.

Уно Вернер Уллберг, архитектор

 

Мы общали, что героями рубрики "Горожане" будут не только местные жители, но и люди никогда не проживавшие постоянно в нашем славном городе. Мы выполняем своё обещание. Наш сегодняшний герой сортавальцем не был. (Примечание редактора).

 

Сортавала называют «малой архитектурной энциклопедией Финляндии». Здесь сохранилось много красивых зданий, построенных финскими архитекторами в период с 1890-х  до 1930-х гг. Среди каменных построек особенно выделяются здания, возведенные по проектам талантливого архитектора.

Уно Вернер Улберг (эта фамилия в русских текстах транскрибируется ещё и так: Ульберг, Уллберг) родился в 1879 году в городе Выборге. В 1898 году он окончил Выборгский шведский лицей, в 1903 году – Финское политехническое училище (в Выборге), получив специальность архитектора. Несколько раз Уллберг совершал учебные поездки в страны Западной и Северной Европы и в Россию для изучения архитектурных стилей.

В 1906 году У. В. Уллберг и А. Гюльден основали в Выборге архитектурное бюро «Гюльден-Уллберг», и занялись подготовкой проектов зданий для богатых фирм.

 

ullberg 002

Торговый дом фирмы Хакман и Ко в Выборге
Автор: И. Ольга. Собственная работа, CC BY-SA 3.0

 

В 1908 году по проекту У. В. Уллберга и А. Гюльдена в Выборге, на Северном валу, был построен деловой и жилой дом крупной торговой фирмы «Хакман и Ко », известной с  1816 года. Это здание выполнено в стиле финского национального романтизма (неоромантизма) и богато украшено природным камнем. Фасады дома полностью облицованы тёсанными и колотыми плитами и барельефами из гранита двух сортов – темно-красного крупнозернистого, порфировидного и светло-серого, с розоватым оттенком среднезернистого. Большая часть стен здания облицована крупными плитами темно-красного гранита. Порталы дома и наличники окон украшены «шишечками на веточках» и другим растительным орнаментом, изображениями голов животных, искусно высеченных из светло-серого гранита. Поражает мастерством исполнения вырезанный из серого гранита парусник замкового камня главного портала. Весьма богата отделка интерьеров, выполненная на высоком эстетическом уровне. Здание фирмы «Хакман и Ко» принесло начинающему архитектору широкую известность в Финляндии.

Позже У. В. Уллберг основал свое архитектурное бюро и руководил им всю жизнь. В 1911-1915 годах Уллбергом в Выборге были построены в стиле неоромантизма ещё несколько зданий: Финский коммерческий банк, магазин купца Сельгрена и жилой дом АО «Карелия». Особенной красотой выделяется  пятиэтажное здание АО «Карелия», построенное в 1913 году. Фасад здания облицован светлым гранитом, который контрастирует с кирпичными темными стенами. Это придает постройке эффект монументальности. Простенки окон первого этажа украшены гранитными барельефами, на них изображены старые гербы Карелии и Выборга и ростры парусников. Здание вмещало магазины, конторские и жилые помещения. Кирпичи изготовили на кирпичном заводе Таммисуо. Светлый гранит добыли в каменоломнях Кививейстамо (совр. Финляндия),  темно-серый гранит и гранито-гнейс поступил от фирмы О. Нерранена.

 

1913-1915 годы были наиболее плодотворными в жизни архитектора. Именно в это время по проектам У.В. Уллберга в городе Сортавала было построено три уникальных здания - Объединенный Банк Северных Стран, Торговый дом фирмы «Юхтион Раутта» и Финляндский Банк, придавших городу особый колорит и привлекательность.

Здание Объединенного банка Северных Стран (современный почтамт, ул. Карельская) было построено летом 1913 года по заказу сортавальских филиалов Объединенного Финского Банка и Акционерного Банка Северных Стран, действовавших в Сортавала соответственно с 1877 и 1894 годов. Строительными работами руководил сортавальский строительный мастер К.Ф. Пуоламяки. В 1919 году в результате слияния двух банков был образован Объединенный Банк Северных Стран, и в новом здании разместился филиал банка – операционный зал, рабочие и жилые помещения, а также, книжный магазин.

Архитектор У. В. Уллберг выполнил здание в стиле финского национального романтизма со всеми присущими этому стилю чертами. Со стороны «главного фасада», выходящего на улицу Карельскую, эта постройка напоминает средневековый замок. Это впечатление создается расположенными на флангах «замка» двумя четырехгранными эркерами в форме полубашенок, завершенными шатрами, и применением в облицовке цокольного этажа гранита серой окраски. Приподнятое, романтическое, настроение сооружению придают высокая черепичная крыша, шатры полубашенок со шпилями и другие архитектурные элементы.

Нижняя часть «главного» фасада здания богато украшена светло-серым, с синеватым оттенком  сердобольским гранитом, добытым в каменоломнях у деревни Нукутталахти, на северо-западном берегу острова Риеккалансаари, всего в 4 километрах от центра города. По самому низу здания из гранитных блоков, обработанных в «мелкоточечной» и «бороздчатой» фактурах, выложен узкий цокольный поясок, слегка выступающий над плоскостью стен. Выше пояска цокольный этаж облицован небольшими квадрами гранита, обработанными в «мелкобугристой» фактуре. Из того же гранита гладко вытесаны подоконные доски больших арочных окон.

Главный вход в здание, расположенный на его левом фланге, напоминает арочные галереи средневековых ратуш. По бокам входа под арку установлены два больших четырехгранных столба, вытесанных из сердобольского гранита с острова Риеккалансаари. Поверхность столбов обработана в «бугристо-бороздчатой» фактуре. Базы столбов - тоже гранитные. Капителей нет, арка непосредственно опирается на столбы.

В верхней части колонны укреплен картуш – своеобразный архитектурный элемент в виде полуразвернутого свитка с вензелями банка и «рогами изобилия», наполненными фруктами. Все элементы картуша вырезаны из зеленовато-серого очень мягкого талько-хлоритового сланца («горшечного камня»), добытого в каменоломне Нуннанлахти на южном берегу озера Пиелинен в Юго-Восточной Финляндии. Это месторождение стало разрабатываться с 1893 года, когда была основана фирма «Suomen Vuolukivi Оy». Уже к концу XIX века горшечный камень из Нуннанлахти широко применялся в облицовке фасадов петербургских зданий, строившихся в стиле «северный модерн».

Стены здания бывшего банка выше гранитной облицовки выполнены из кирпича и  оштукатурены «под гранит». Для этого использован известковый раствор с наполнителем из молотого белого кварца и черного кааламского габбро.

Внутренние помещения бывшего банка частично сохранили свой изначальный облик. Поражают красотой изумрудно-зеленые и белые изразцовые печи. Особое романтическое настроение придают: лепной растительный орнамент стен, пластичная лестница, ступени которой отлиты из раствора с наполнителем из мраморной крошки, а площадки облицованы темно-голубыми и белыми фигурными керамическими плитками, ромбической формы окошки с цветной расстекловкой.

Через 12 лет, в 1925 году У. В. Улберг в общих, весьма упрощённых чертах повторил силуэт сортавальского Объединённого банка Северных стран в одноимённой постройке в городе Кякисалми (Приозерске). Здесь нет богатого каменного декора и той привлекательности, характерной для ушедшего в прошлое стиля неоромантизм.

Летом 1915 года в городе Сортавала, на улице Карельской, в 200 метрах от Объединенного Банка Северных Стран, по проекту У. В. Уллберга было построено здание Торгового дома фирмы «Юхтион Раутта» (ныне в нем размещается коммерческий банк, филиал Петрозаводского педуниверситета, редакция газеты «Ладога»). Строительными работами руководили сортавальские мастера  К. Ф. Пуоламяки и Юхо Хартикайнен. Заказчиком выступило Сортавальское акционерное общество по торговле железными и строительными материалами, основанное в городе в 1897 году. В здании разместились: магазин по торговле железными и строительными материалами, склады и двенадцать жилых помещений.

Торговый дом Уллберг построил в «сложном» стиле, в котором гармонично сочетаются противоположные друг другу направления  модерна – ослабляющий свои позиции неоромантизм и наступающий неоклассицизм.

«Главный» фасад здания, выходящий на улицу Карельская, имеет асимметричную композицию со смещенным на левый фланг главным входом, что было характерно для неоромантизма.

О приверженности архитектора к угасающим неоромантическим традициям также свидетельствуют два боковых эркера на втором этаже, богато украшенных лепным орнаментом «под гранит». Но три окна между эркерами оформлены лепными фронтонами, формы которых заимствованы из классической архитектуры.

Черты неоклассицизма наиболее сильно проявляются в силуэтах пилястр и полуколонн упрощенных форм ордерной архитектуры, украшающих цокольный этаж, в симметричном расположении окон «главного» фасада, широком лепном карнизе, венчающем здание.

Очень красиво выглядит цокольный этаж здания, декорированный темно-красными плагиомикроклиновыми гранитами и гнейсо-гранитами, добытыми в каменоломнях на северном берегу залива Кирьявалахти, в 15 километрах от города Сортавала. В простенках  арочных окон и по краям дверных проемов установлены мощные прямоугольные пилястры и восьмигранные полуколонны, вытесанные из гранитных монолитов. Из того же «кирьявалахтинского» гранита выполнены базы и капители простых форм, ступени невысоких лестниц и цокольный поясок по периметру всего здания. Фактура лицевой поверхности камня во всех архитектурных элементах «мелкобугристая» или «крупноточечная». Крайняя пилястра, украшающая главный вход в здание, с торца обработана в фактуре «скала», что позволяет разглядеть особенности строения камня.

Примечательны фигурные фронтоны дверей, украшенные лепным орнаментом «под гранит» с изображениями символов (молоток, топор и др.), отражающих род деятельности владельцев здания. Стены постройки выше цокольного этажа со стороны «главного» фасада и на всю высоту – с торцов и двора, оштукатурены, но сейчас потеряли свою первоначальную привлекательность.

Со стороны двора Торговый дом смотрится иначе. Особенностью этой части здания являются ризалиты, эркеры, асимметрично расположенные окна. Один из входов со двора выделен широкой лестницей, выложенной из плит «кирьявалахтинского» гранита.

Войдя во внутрь здания, мы увидим хорошо сохранившиеся пластичные лестницы, ступени которых отлиты из раствора с заполнителем из мраморной крошки, и, конечно же, красивые изразцовые печи.

Летом 1915 года в Сортавала, на краю «Треугольной» площади (ул. Вяйнемёйнена), по проекту Уно Вернера Уллберга мастером К. Ф. Пуоламяки было построено еще одно великолепное здание, в котором разместился Сортавальский филиал Государственного Центрального Банка Финляндии (Финляндский Банк). В настоящее время здесь находится филиал Центрального Банка Российской Федерации.

Финляндский Банк – наиболее значимая постройка Сортавала в стиле неоклассицизм с некоторым неоромантическим оттенком. Это здание поражает своей мощью, монументальностью, суровой красотой камня в облицовке.

 

ullberg 003

И снова Выборг. Художественная школа и музей изящных искусств на бастионе Панцерлакс, ул. П. Ф. Ладанова, 1 (1931 г.)
Автор: Александров. Собственная работа, CC BY-SA 3.0

 

Чтобы лучше понять особенности архитектуры Финляндского банка, обратимся к истории. В архитектуре Финляндии конца XIX - начала XX веков, наряду с национально-романтическим направлением развивались и рационалистические тенденции, давшие жизнь стилю неоклассицизм. Архитектура классицизма привлекла внимание архитекторов  прежде всего «единством плана и фасадов». Процесс смены стилей шел  плавно.

Финский неоклассицизм, пришедший на смену неоромантизму в 1910-е годы, складывался под влиянием шведской архитектуры и петербургского неоклассицизма начала XX  века.  В то время в Петербурге строилось много зданий банков, торговых фирм, акционерных обществ, богато украшенных природным камнем. Граниты, габбро, кварциты, песчаники и другие горные породы использовались в разных цветовых сочетаниях, разнообразных скульптурных и архитектурных формах. В обработке поверхности камня применялись различные фактуры.

Финляндский Банк в Сортавала имеет много общего с банковскими зданиями Петербурга начала XX века. Весь «главный» фасад этого монументального, словно скала, сооружения, облицован серым огнейсованным сердобольским гранитом, привезенным из каменоломен «Нукутталахти» с острова Риеккалансаари. При подборе фактур камня Улберг, как и многие петербургские архитекторы начала XX века, придерживался принципа, что с высотой стен сооружения камень в облицовке должен становиться светлее. По низу здания из гранитных плит, обработанных в «мелкоточечной» фактуре, выложен узкий цокольный поясок. Выше него примерно на 2/3 высоты первого этажа стена облицована рустами – крупными гранитными блоками, обработанными в фактуре «скала». Такой способ обработки камня подчеркивает  естественную красоту гранита, придает ему рельефность, живописность, выявляет игру светотени, отчего нижняя часть стены здания становится похожей на природную скалу. Остальная часть стены «главного» фасада  облицована квадрами гранита, выложенными в шахматном порядке. Поверхность плит обработана в «крупноточечной» фактуре, осветляющей камень.

Финляндский Банк украшен разнообразными декоративными элементами, выполненными также из сердобольского гранита. Так, камнями клиновидной формы выложены своды над окнами первого этажа и над главным входом в здание. Прямоугольные окна второго этажа оформлены наличниками, выполненными из небольших квадров и профилированных пластин. Замковые камни окон украшены диковинным растительным орнаментом. Все эти элементы привносят в композицию здания дыхание романтики. Впечатляют массивные гранитные подоконники на фигурных кронштейнах нижних окон.

Главный вход в банк выделен особо. К нему ведет высокая гранитная лестница, по краям которой установлены мощные гранитные тумбы с барельефами банковских знаков. На тумбах укреплены резные цветники. Еще более тонкая работа по камню видна в изящной короне замкового камня над входом в здание.

Интересны интерьеры внутренних помещений банка. Наибольшее впечатление производит двухцветный операционный зал, чертежи которого разработал архитектор К. Борг: его полы покрыты цветной керамической плиткой, стены облицованы панелями из красного дерева, двери украшены филенками, на потолке – причудливый орнамент. В некоторых комнатах сохранились цветные и белые изразцовые печи, похожие на те, что находятся в бывшем операционном зале Объединенного Банка Северных Стран. Лестница, ведущая на второй этаж с бокового входа, выполнена в тех же пластических традициях, а пролеты облицованы такими же керамическими плитками, что и в первой сортавальской постройке Уллберга.

Здание Финляндского Банка с полным правом можно назвать «музеем камня», в котором отражены природная красота сердобольского гранита, виртуозное мастерство каменотесов и высокий дух финской архитектуры начала XX века.

 

Построив в Сортавала два банка и Торговый дом, архитектор Уллберг более чем на десять лет расстаётся с этим городом, и целиком отдаёт свои силы благоустройству столицы Выборгской губернии. В 1918 – 1930-е годы Уллбергом в Выборге было построено много различных зданий и сооружений, среди которых наиболее известны следующие: деловые и жилые дома Ф. Рихарда (1918 г.) и В. Диппеля (1921 г.), жилой дом (1923 г.), сахарный склад фирмы «Хакман и Ко » (1925 г.), здания редакции и типографии газеты «Карьяла» (1929 г.),  ломбарда (1931 г.),  картинной галереи и школы живописи (1931 г.), окружного архива (1933 г.), городской женской клиники и родильного дома (1937 г.)

На состоявшемся в Выборге в 1926 году съезде архитекторов северных стран постройки У. В. Уллберга получили высокую оценку.

В 1926 и 1927 годах в Сортавала по проекту Уллберга были построены в стиле неоклассицизм совершенно непохожие на предыдущие постройки архитектора, два каменных здания: Финских сельскохозяйственных товаров (таможня, ул. Ленина) и  Акционерного Общества «Келломаниеми» (жилой дом, угол Вяйнемёйнена и Суворова).

В 1930 году на улице Турункату (Комсомольской) по проекту Улберга появилось первое в Сортавала пятиэтажное здание, на нижнем этаже которого разместился Сортавальский филиал сберегательного банка Финляндии.

В 1935 году на «Треугольной площади» между улицами Брахенкату (Вяйнемёйнена), Карьяланкату (Карельской) и Ратушной (Ленина), перед зданием Финляндского Банка по проекту У. В. Уллберга и паркового архитектора Бенг М. Шалина был разбит сквер. По периметру сквера выложили стеночку из крупных тесаных блоков сердобольского гранита, в двух местах прерванную невысокими каменными лестницами. В центре сквера скульптор Алпо Сайло установил на мощном постаменте из сердобольского гранита бронзовую фигуру рунопевца, сидящего на медвежьей шкуре и играющего на кантеле. Из сквера здание бывшего Финляндского Банка выглядит особенно привлекательно. От его гранитных стен исходит чудесная мелодия, она звучит в струнах кантеле и парит над городом.

В том же 1935 году напротив Приходского дома на ул. Валаамской (Кирова) по проекту Улберга было построено первое в городе здание в стиле функционализм – автобусная станция с большим рекламным щитом, на котором были обозначены все автобусные маршруты. Это здание стало последней постройкой Уллберга в городе Сортавала.

В 1931-1936 годах Уллберг занимал пост городского архитектора Выборга. В эти годы он работал над реставрацией и реконструкцией зданий городского управления, клуба-гостиницы и театра, проектировал в Выборге жилые и общественные здания, центральный городской стадион, деревянные постройки на пляже, открытый летний театр, парковые киоски и павильоны, дома для рабочих поселков.

Уно Вернер Уллберг был одной из наиболее видных фигур среди архитекторов и общественных деятелей города Выборга и Выборгской губернии с начала XX века и до 1940-х годов. Около трех десятков различных жилых и общественных зданий, и ныне украшающих город Выборг, были созданы талантом этого человека.  Скончался Уллберг в 1944 году в  Хельсинки, где и был похоронен. Памятник на его могиле выполнил архитектор Алвар Аалто.

Время почти не тронуло постройки Уллберга, ещё сохраняется каменная облицовка зданий, но уже наметились негативные изменения во внешнем их облике, связанные с невыполнением норм реставрации. В первую очередь, это касается дома на углу Вяйнемёйнена и Суворова, цокольный поясок которого, выполненный из традиционного сердобольского гранита, кощунственно выкрашен и испачкан краской.  Крашеный камень выглядит уродливо и свидетельствует о том, что в городе Сортавала нет надлежащего профессионального архитектурного контроля.

Мы, жители Сортавала, обязаны беречь и сохранять уникальный архитектурный ансамбль города, созданный около века назад финскими архитекторами, среди которых особенным уважением и почётом пользуется Уно Вернер Уллберг – непревзойденный мастер каменных фасадов.     

Текст ИГОРЯ БОРИСОВА

 

Постройки в Сортавале

arh 0075 minФилиал Объединенного банка северных стран, Карельская ул., 19 (1913)

Филиал Банка Финляндии, пл. Вяйнямёйнена, 4 (1915)

Жилой дом, пл. Вяйнямёйнена, 2/2 (1927)

Торговый дом фирмы «Юхтион Раутта» (1915)

Административное здание, ул. Ленина, 7 (1920-е гг.)

Жилой дом с общественными помещениями, Комсомольская ул., 8 (1930 г.)

Автобусная станция, ул. Кирова, 1 (1935 г.)

Википедия

 

 

fon 3 komm

Комментарии


 

 

Контакты

Электронная почта serdobol-almanah@yandex.ru
lugovskoj52@mail.ru
Телефоны +7 911 663 60 85
+7 921 012 07 91

Наша группа в ВК

modVK 3 footer

Политика конфиденциальности

 

Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.